Тула ушедшего века

Подписка на новости

Личности, связанные с Тулой

«И Пушкин выглянул в окно!..»

М. П. Пушкин Конец 1930-х. Из архива Е. Н. КоротковаМихаил Петрович Пушкин родился в Туле в 1914 (на его памятнике допущена ошибка с разницей в год). В семье ценили спорт. Отсюда и увлечение. В раннем детстве дед подарил ему «трёхколёсный велосипед с деревянной фигурой коня». А в 1929 на тяжёлой дорожной машине Пушкин за 22 минуты преодолел 10 километров. Затем показал 1 час 29 мин в 50-километровой гонке на гоночном велосипеде.

Карьеру он начинал, правда, со спринтерского заезда, затем был заезд на средние дистанции. В командной гонке преследования трижды выходил в чемпионы по России (1933) и СССР (1936 и 1940).

На нашем сайте можно увидеть фотографические портреты его первых тренеров – Константина Васильевича Суханова (1893–1977) и Дмитрия Александровича Соловьёва (1903–1972), впоследствии надолго переживших своего ученика. Именно в период работы с ними команда Пушкина установила главный советский рекорд в 5 км гонке – 6.33,6 мин.

Гонка за лидером получила популярность во второй половине 1920-х, придя с Запада, где для этих соревнований были изобретены специальные 1962 год. Гонки за лидером на бетонном треке. («Стадион Юных пионеров», Москва Источник http://photosight.ru)мотоциклы Derny (Дерни), конструкция которых требовала прямой посадки спортсмена с возможностью некоторого смещения назад. Этим достигался эффект аэродинамической тени за машиной. Чтобы велосипед не наехал на мотоцикл, сзади последнего для амортизации закреплялся металлический или пластмассовый ролик.

В сентябре 1932 на тульском треке в рамках матча Тула – Москва – Ленинград прошла встреча первых гонщиков страны, после которой был групповой заезд. В этом заезде Пушкин смог отвоевать лишь третье место. А в июле 1933 на чемпионате России в Москве его обошёл земляк и наставник М. Пушкин и Г. Лежава. Из архива Е. Н. КоротковаД. А. Соловьёв, который, впрочем, 18 сентября 1933 «пропустил вперёд своего старшего брата и М. Пушкина» в спринтерской гонке на таком же чемпионате

Новый рекорд в гонке за лидером был установлен Пушкиным в 1940 в тандеме с мотогонщиком из Тбилиси Георгием Лежавой, с которым не расставался и после войны.

До начала сороковых Пушкины проживали на ул. Коминтерна, неподалёку от Ильинской церкви. С 1938 Пушкин числился тренером в тульском райкоме профсоюза работников центра потребкооперации Московской области. Во в 2-й половине 1930-х недолго работал в обувном магазине на ул. Епифанской (здание сохранилось). Работал тренером, получая дотацию, но помимо основной деятельности занимался тем, что тогда называлось спекуляцией. Период 1941–1945 биографы М. П. Пушкина старательно обходили стороной. Никому не хотелось говорить о том, он не был на фронте по брони. Кроме того, «замарал» себя не совсем советским поведением: в военные годы вёл «нелегальную торговлю» чаем, который возил из столицы в Тулу на мотоцикле. За это был осуждён и на некоторое время выбыл из Могила М.П. Пушкина на Всехсвятском кладбище в Тулестроя.

Летом 1945 он продолжил соревнования и победил на чемпионате СССР на дистанции 15 км с очередным рекордом 14.35,6 мин.

В конце сороковых Георгия Лежаву сменил ленинградец Герман Сасин, с которым три года подряд (1946 – 1948) Пушкин побеждал на чемпионатах страны на дистанции 50 км и на чемпионатах РСФСР. «В 1948 году Михаил Пушкин в шестой раз стал чемпионом СССР, установив при этом в Туле рекорд Европы на дистанции пять километров – 4 минуты 48,9 секунды, который потом не могли превзойти десять лет.

В конце 1940-х Пушкин перешёл в спортивный клуб ВВС. И вот как это случилось. Летом 1948 или 1949 тульский спорт понёс условные потери,  так как Василий Сталин забрал в этот клуб лучшие силы: Вячеслава Усова, Зою Дьяконову, Вячеслава Ростовцева... Попал туда и Пушкин. С тех пор он проживал с семьёй в Москве.

Велосипедист Платон Ипполитов писал в книге, вышедшей при жизни Пушкина: «В борьбе с противниками он хладнокровен и расчётлив. К любому велосипедному соревнованию Пушкин тщательно готовится, проявляя в нём упорство, настойчивость, неукротимое стремление к цели, называемое в спорте “злостью”»

Однако любимец тульской публики прожил всего 36 лет. Михаил Петрович Пушкин скончался от острого скоротечного инфаркта «в перерыве между тренировочными заездами». Это произошло в июле 1950, когда, переходя газон, он выронил велосипед и упал рядом с ним на глазах у поклонников.

Похороны оплачивал спортклуб ВВС. Выносили из дома офицеров, до могилы огромная толпа провожающих двигалась пешком…

Внешний эффект пушкинских выступлений основывался не только на рекордной скорости езды. Спортсмены были театрально грациозны, им следовало бы играть в кино, иначе современник не отметил бы, что «у Пушкина, как ни у какого другого гонщика <…> был на загляденье лёгкий педаляж». Не последнюю роль играли ещё два фактора: психологическая совместимость с лидером и поддержка со стороны жены.

О семейной жизни  Пушкиных почти ничего неизвестно (у них с женой Ольгой было двое сыновей, проживающих ныне в Москве). Зато сохранился удивительный рассказ И. Ф. Макаровоой – быль из разряда полумистических историй. Трамвайная линия тогда ещё пролегала по ул. Коммунаров. Желая любым путём лицезреть спортсмена, недоступного вне стадиона, гулявшая молодёжь поспорила, что, если даже трамвай загорится, он ни за что не выйдет из дома поглядеть на «происходящее». Через несколько минут после этих отчаянных слов спускавшийся по улице трамвай заискрил, задымил, остановился и в аварийном порядке открыл двери. И свершилось чудо, в которое никто не мог поверить: Михаил Петрович Пушкин собственной персоной выглянул в окно, дивясь на то самое «происходящее»! И позвал поглядеть супругу…

Ничто человеческое было не чуждо и чемпиону.

автор - Михаил Майоров (по материалам книги "Тени старинного кладбища. Всехсвятский некрополь в Туле. Продолжение")

Читать еще

Подписка на новости

Форма входа