Тула ушедшего века

Подписка на новости

Новости

Фабрика братьев Киселевых

1910-е годы. Вид фабрики Братьев КиселевыхНа улице Пролетарской (бывшей Венёвской) до наших дней сохранился дом № Фабрика Киселевых сохраняла свой внешний вид до 1960-х годов. Фото из архива А. Наумова61 и дом, стоящий слева от него. Эти два строения – всё, что осталось от гармонной фабрики братьев Киселёвых, являвшейся одной из самых крупных в этой отрасли не только в Туле, но и в России.

 

На исходе XIX века

Владельцами фабрики были Николай и Василий Сергеевичи Киселёвы. Всё началось с их простого желания получить дополнительный приработок. Братья, работавшие на оружейном заводе, по вечерам и в воскресные дни Современный вид зданий фабрикизанимались изготовлением гармоник. Их инструменты – простые пятиклапанки - отличались хорошим звуком и красивой отделкой и потому быстро находили покупателей. Производство давало небольшой доход.

В 1886 г. гармоники братьев Киселёвых заметил Петр Павлович Ватутин – владелец крупного магазина музыкальных инструментов в Москве.

На деньги, скопленные за счет мелкой торговли, и на авансы Ватутина Николай и Василий Киселёвы в 1890 г. для размещения фабрики построили на Венёвской улице двухэтажный деревянный дом, украшен затейливой «Венская» гармоника, изготовленная на фабрике Киселёвых. Начало ХХ в. Из экспозиции Мемориального музея Н.И. Белобородова. резьбой, ажурными парапетными решетками, вазонами…  Сегодня его не узнать. Это вросшее в землю строение, находящееся слева от дома № 61.

С первых же дней работы фабрики проявились организаторские способности братьев, особенно Николая. Уже в начале 1890-х годов на гармонную фабрику «Бр. Киселёвы» работали лучшие тульские мастера, чьи собственные мастерские не выдержали конкуренции с отлично налаженным производством.

В начале двадцатого столетия

Николай Сергеевич (сидит второй справа) и Василий Сергеевич (стоит) Киселёвы в кругу семьи. Фото начала ХХ в. Первое время Киселёвы специализировались на выпуске «венских» гармоник (трех- и четырехпланочных), но начале ХХ века их ассортимент расширился.     

Кроме двухрядных, одними из первых Киселёвы освоили в 1904-05 гг. выпуск трехрядных хроматических гармоник и выборных баянов. У обычного баяна для правой руки – хроматическая клавиатура, для левой – кнопки готовых аккордов. На выборном левая рука может составлять разнообразные аккорды, что увеличивает возможности инструмента, но при этом  значительно усложняет технику игры на нем.

Сын Н.С. Киселёва Африкан играет на комплекте инструментов «выборный баян – ножные басы». Фото начала ХХ в. В 1905 г. на фабрике впервые изготовили два комплекта «выборный баян – ножные басы». Ножные басы (ногофон) — гармоника-бас, состоящая из нижней и верхней плоскости, между которыми находится мех (обычно в одну, редко в две складки). На верхней плоскости расположена клавиатура – педали, которые нажимаются ногами. Одновременно мелодия и аккордовый аккомпанемент исполняются на ручной гармонике.

В 1906 г. сын Н.С. Киселёва Африкан (1889-1910) быстро освоил один из комплектов «выборный баян – ножные басы» и стал выступать, демонстрируя перед публикой новые модели и их возможности. У него был незаурядный талант музыканта и практически неограниченный репертуар -  он мог исполнять без подготовки любое знакомое ему произведение, при этом виртуозно импровизируя. Он получил признание тульской публики. Жизнь Африкана оборвалась трагиченски. В городском саду он увидел свою 16-летнюю невесту вместе с неким гимназистом. Прибежав домой, Африкан выпил уксусной эссенции и через полгода тяжелых мучений скончался. В музее Н.И. Белобородова есть фото Африкана Киселёва, играющего на этом комплекте (мы приводим его в данной публикации).

В начале ХХ века продукция фабрики Киселёвых продавалась в ряде московских магазинов, в Казани, Саратове, Нахичевани, Ереване. Предприятие успешно конкурировало со многими фирмами на мировом рынке.  Киселёвские «венские» гармоники в 1914 г. на различных выставках получили золотую, три серебряных и бронзовую медали.

Продолжая расширять производство, Киселёвы строили новые здания. К 1910 г. на улице Венёвской появился второй двухэтажный дом (первый этаж каменный, второй деревянный; ныне дом № 61 на улице Пролетарской) и два здания во дворе. Улучшалось техническое оснащение предприятия. В акте о его национализации (1918 г.) значится даже электромотор для трансмиссионного устройства.

 При советской власти

Николай Сергеевич Киселев умер в 1919 г. В 1925 г. в доме № 61 действовало «производство венских гармоней Ардалиона Николаевича Киселёва». Василий Сергеевич Киселёв с сыном Валерием в 1920-х годах занимались изготовлением голосовых планок для гармоник.

Гармонное производство, почти полностью прекратившееся в годы Гражданской войны, стало возрождаться в нашей стране в первые же мирные годы. Массовое производство этих музыкальных инструментов налаживалось в артелях гармонных мастеров, организуемых на социалистических основах. В 1922 г. такая артель была создана в Туле. Первоначально она разместилась в доме одного из ее членов на улице Марата, а когда разрослась, заняла помещения бывшей фабрики братьев Киселёвых.

Интересно, что Василий Киселёв, у которого новая власть отняла фабрику, в 1926 г. активно участвовал в совещаниях по возобновлению гармонного производства. Умер В.С. Киселёв в 1934 г. 

В наши дни

Сегодня в доме № 61 по улице Пролетарской находится магазин. 

Память об одной из лучших гармонных фабрик хранит Мемориальный музей Н.И. Белобородова – филиал ГУК ТО «Объединение «ИКХМ», где часть экспозиции посвящена этому предприятию и его владельцам.    

А на стене здания бывшей фабрики Киселевых - мемориальная доска с надписью: «Здесь находился с 19 января 1918 года по 1922 год Чулковский РКП(б)». Доска эта была установлена, разумеется, еще  при советской власти. Удивительно, что в те годы, когда даже за опечатку  в партийной газете можно было лишиться должности, никто не заметил, что на мемориальной доске пропущено слово «райком» (должна была быть надпись «Чулковский райком РКП(б)»). .

Очень жаль, что на доме № 61 до сих пор нет мемориальной доски, напоминающей о том, что здесь находилась гармонная фабрика братьев Киселевых, на которой производился один из знаменитых тульских брендов.

Кстати, в свете развития туристической привлекательности нашего региона могли бы, наверное, появиться памятные доски и на сохранившихся до наших дней бывшей самоварной фабрике Капырзиных (ул. Плеханова, 48а), бывшей самоварной фабрике наследников В.С. Баташева (ул. Лейтейзена, 12), бывшей скобяной фабрике Тепловых (Роговский переулок, 2), заброшенных зданиях бывшей самоварной фабрики Шемариных (ул. Комсомольская, 10)…

И, возможно, позаботиться об этом могли бы не только областные и городские власти, но и предприятия, продолжающие славные традиции знаменитых тульских мастеров и промышленников. 

Наталия КИРИЛЕНКО. 

Фото: Юрий Нечаев, газета «Тула», Александр Наумов

Фото из семейного альбома Киселёвых представлено Мемориальным музеем Н.И. Белобородова – филиалом ГУК ТО «Объединение «ИКХМ».  

Читать еще

Подписка на новости

Форма входа