Тула ушедшего века

Подписка на новости

Новости

Орлы на заставах

   Киевская застава и шоссе. Вид из города. С открытки изательства К.П.           Издавна на подступах к городу строились небольшие крепости с военным гарнизоном, называемые заставами.  Цель их возведения - затруднить продвижение  неприятеля внутрь страны по проложенной дороге. Уже в XVII веке  застава потеряла свое первоначальное значение. В XVIII веке заставой стали называть  сторожевой пост при въезде в город. В Толковом словаре В.Даля застава определяется как  «заграда на дорогах и въездах, для временной задержки, опроса, осмотра проезжих, для взиманияпошлин и пр.» В Туле таких застав было три: одна при въезде в город по Воронежской (Оборонной) улице, вторая при въезде в город с южной стороны, на пересечении улиц Киевской и Мотякинской (пр. Ленина 1912 год. Киевская застава. Вид с юга. С открытки изд. М.А. Кампеляи ул. Л.Толстого) и третья при въезде в город с северной стороны – в начале ул. Миллионной (Московской).

          По регулярному плану 1779 года заставы обозначали четкие границы города, играя роль контрольно-пропускных пунктов.  На заставах  имелись караульные помещения, а проезд запирался обычно шлагбаумом.  В память о посещении Тулы Екатериной II в 1784 году при въезде в город с юга и севера на заставах были установлены деревянные триумфальные арки, которые затем были заменены каменными парными обелисками. Это были Около 1903 года. Московская застава. С открытки издателя Н.В. Юдинаграндиозные сооружения высотой 10 – 12 метров, изготовленные из местного белого камня и увенчанные позолоченными орлами. Они великолепно оформляли въезд в город с южной и северной стороны. Но к середине XIX века обелиски утратили свой торжественный вид.

         Вряд ли на обелиски обратили внимание (в городском хозяйстве много было и других забот), если бы не один очень важный визит. 28 апреля 1851 года в Тульскую Городскую Думу от частного пристава поступило требование следующего содержания: «Покорнейше прошу оную 1920-х годах вместо орлов на обелисках была установлена советская символикаДуму приказать, кому следует обелить при Московской Заставе ограду, а ровно и самые столбы в самом скорейшем времени по случаю проезда  чрез г.Тулу Его Сиятельство Министра Внутренних дел Г.Графа  Перовского и о последующем не оставлять своим уведомлением. Частный пристав Похомов. Ограду и обелиски Московской заставы быстро покрасили. Однако, вскоре выяснилось, что в крайне плохом состоянии находятся символы царской власти – орлы. От времени они почернели, многие элементы герба  были утрачены.

        14 июня 1851 года  в  Думу  поступило  предписание  Начальника Губернии за  №3021 с требованием о немедленном  исправлении орлов на столбах у Киевской заставы. Контроль за этой работой возлагался на городского архитектора. К предписанию было приложен рисунок и подробное описание работ:« короны, штырь, скипетр, держава, шар, вензель и ободок, круг фона должны быть позолочены, фон вензеля красный, арматура под бронзу, тульский герб в оной сделать по форме орла черные, носы у орлов и когти дикого цвета».

           Изготовление орлов было поручено Почетному Гражданину Тулы - купцу 2 гильдии Никите Ивановичу Черникову. Еще в 1836 году братья Черниковы открыли в нашем городе  торговый дом «Никита и Федор Ивановичи Черниковы». После смерти брата Федора в 1842 году Никита Иванович стал заниматься делом один. На колокольном заводе Никиты Черникова кроме колоколов изготавливались самовары до пяти тысяч в год, кофейники, рукомойники, тазы и ажурные декоративные решетки с фонарями. В литейном производстве завод Никиты Черникова занимал одно из первых мест в городе. Его изделия отличались высоким качеством изготовления. Это обстоятельство и определило выбор Черникова для изготовления столь важного и ответственного  заказа.

        Орлы для Киевской Заставы были изготовлены. Смета была представлена в городскую Думу 2 июня 1852 г  «В тульскую Городскую Думу от Почетного Гражданина 2 гильдии купца Никиты Иванова Черникова за зделанныя[1] два медных орла  июня 2 дня 1852 г.

По поручению членов Городской Думы сделаны мною два медных орла для Киевской Заставы которые стоят

За чеканку четырех половинок Орлов                                                   32 руб

употреблено на них меди весу 2 пуда 4 фунта по 12 рублей за пуд         25 руб 20 коп.

За сборку Орлов                                                                                  24 руб

Употреблено оного во внутрь 1 пуд 35 фунтов с работаю                       10руб  50 коп.

За чеканку арматуры                                                                             24 руб

Употреблено оного во внутрь 2 пуда 30 фунтов по 3 руб. 40 коп за пуд   9 руб. 35 коп.

Употреблено краски и масла                                                                 2 руб 50 коп.

12 книжек золота для позолоты орлов и шаров                                       24 руб

За позолоту мастеру                                                                              5руб 50 коп.

Всего на сумму серебром двести семь рублей пять копеек».

 

       Но только через два года орлы были установлены на обелисках Киевской Заставы, о чем сообщил 4 февраля 1854 г. непременный член Тульской Губернской Дорожной комиссии подполковник Кнышов, подчеркнувший в своем письме в Тульскую Городскую Думу  качество выполненной работы.  «Устроенные Почетным Гражданином Черниковым на Киевской Заставе два новых орла мною свидетельствованы и найдены сделанными во всем согласно описи и рисункам прочно с употреблением и должного качества». Л 250.

      Обелиски на Киевской Заставе простояли до 30 -  х годов ХХ века. Правда, уже без орлов, которых сбросили после Февральской революции. В 20 – х годах прошлого века их заменили советскими символами.      

      Память о Никите Черникове  все же  осталась   в Туле  в  названии Черниковского переулка, получившего свое наименование в начале ХХ века. Сохранился  и дом  семьи (№8)  Черниковых, построенный в начале ХIХ века в стиле классицизма, по «образцовому  проекту»  рекомендованному для провинциальных городов.

        Застава на Воронежской улице существовала до 1925 года.  Здесь не было обелисков. На Воронежской заставе (находилась перед мостом через р. Рогожку) стояли караульные будки и  шлагбаум. Ему-то и предстояло сыграть роковую роль в судьбе заставы.

        В годы Гражданской войны застава  выполняла функции санитарного кордона. Сыпной тиф свирепствовал в тульских деревнях,  и в город  запрещалось ввозить  продукты из сел. Милиционеры строго следили за выполнением этого приказания. По рассказу туляка Д.И.Камоликова, однажды, осенью 1925 года крестьянин из соседней деревни, несмотря на  запрет, пытался проехать под опускающимся шлагбаумом. Веревка, державшая шлагбаум разорвалась, и  тяжелая рейка  упала на голову возчика. Крестьянин погиб. После этого трагического случая  шлагбаум сняли, и застава прекратила свое существование.

[1] Сохранена орфография документа 1854 г.

                               Владимир Евгеньевич Шариков

Читать еще

Подписка на новости

Форма входа