Тула ушедшего века

Подписка на новости

Театры и Дворцы Культуры

Театр Юного Зрителя

1912 год. Народный дом, в здании которого позднее разместился ТЮЗВторая половина 20-х го­дов стала временем бурного взлета театральной жизни ра­бочей Тулы. Главной сценической пло­щадкой города и края был про­фессиональный Тульский дра­матический театр. Наряду с го­родским драмтеатром боль­шую работу по художественно­му воспитанию туляков вел Тульский ТРАМ - театр рабочей молодежи.

Летом 1931 года Тульский горсовет поручил дирекции драмтеатра совместно с ТРАМом начать работу по непос­редственной организации в городе детско-юношеского театра. 

Будущий театр мыслился как инструктивно-педагогичес­кий, показательный. Были оп­ределены основные задачи театра: воспитание детей и подростков, развитие у них со­циальных инстинктов и коллек­тивистских навыков. Театр дол­жен был строить работу с уче­том возрастной дифференци­ации детей от 6 до 9 и от 9 до 16-летнего возраста. А это оз­начало, что каждый спектакль должен быть доступен и инте­ресен своему зрителю. Важное место в программе будущего театра отводилось работе с ро­дителями, педагогами, для ко­торых театр должен был стать помощником в воспитании де­тей. При театре организовы­вался педагогический кабинет учета детских восприятий и детского творчества.

Тщательно подбирался состав будущего театра. Ос­новная труппа была сформи­рована из актеров драматичес­кого театра и ТРАМа. В нее вошли артисты А. Алексеева, Б. Басевич, С. Дагаев, С. Еф­ремов, В. Ларин, В. Маликов, Н. Мелиоранский, Т. Наумова, О. Островская, В. Павлов, А. Пильх, С. Соколов, В. Суво­ров, В. Светин, Б. Трофимов, М. Матвеев, А. Игнатова.

Всех без исключения арти­стов театра объединяло стрем­лении служить своим искусст­вом благородному и ответ­ственному делу воспитания подрастающих поколений. Жажда творческих дерзаний, самозабвенная преданность идее детского театра отлича­ла и В.В. Истомина-Кастровского, назначенного художе­ственным руководителем и ре­жиссером театра.

8 ноября 1931 года в зда­нии Тульского драмтеатра со­стоялась первая постановка Тульского ТЮЗа - пьеса Н.Я. Шестакова «Путь далекий». В начале 30-х ставили пьесы «Дружным ходом» Л. Макарьева и А. Ореховского, «Вин­товка 492116» А. Крона, «Бу-зонада» Л. Бочина и другие. Те­атр постоянно обращался к драматургической классике, зарубежной и отечественной.

1930-е. Ул. Крестинтерна (совр. Коминтерна). На заднем плане - здание ТЮЗВ ноябре 1936 года у ТЮЗа появилась постоянная сценическая площадка. Театр разместился в построенном в начале XXвека здании бывше­го Народного дома общества трезвости на улице Коминтер­на. Премьерным спектаклем на постоянной сцене стала по­становка пьесы В. Любимовой «Сережа Стрельцов».

В 1937 году театр ставил пьесы К. Тренева «Гимназис­ты», И. Штока «Корень жизни», Л. Рахманова «Беспокойная старость».

В сезон 1939-1940 годов в стране проходил первый Все­союзный смотр детских теат­ров, в котором приняли участие около 130 творческих коллек­тивов. Тульский ТЮЗ для кон­курсного показа представил спектакли «Сказка» по пьесе М. Светлова, «Пионерская зас­тава» по пьесе Н. Хорькова, «Не всё коту масленица» по пьесе А. Островского, «Зеленый луг» по пьесе А. Балабана, «Красная Шапочка» по пьесе Е. Шварца. По итогам смотра Тульский ТЮЗ был назван в числе деся­ти лучших детско-юношеских театров страны.

22 июня 1941 года в теат­ре не было спектаклей. Но не прошло и получаса после пе­редачи правительственного сообщения о вероломном на­падении Германии на СССР, как почти весь коллектив ока­зался в сборе. Собрание было недолгим. Гневно осудив гит­леровцев и выразив твердую уверенность в том, что враг неминуемо будет разбит, ра­ботники театра приняли реше­ние отдать все свои силы делу победы над агрессорами. С первых же дней Вели­кой Отечественной войны зна­чительная часть актеров и му­зыкантов театра вошла в со­став концертных бригад, выс­тупления которых проходили на призывных пунктах в Туле и области, вокзалах города, по­зднее - в госпиталях и эвакоп­риемниках. Многие мужчины стали добиваться призыва в действующую армию. Ушли на фронт и погибли в боях за Ро­дину актеры Е.Корабельников и В.Михайлов. Осенью записа­лись добровольцами в Тульс­кий рабочий полк артист П.Лю­бимов и бутафор ТЮЗа Н. Тормозин.

В сентябре 1941 года спек­такли ТЮЗа ставились на сце­не городского драматического театра имени М.Горького. Его зал был более вместительным, чем тюзовский. Но и драмтеатр порой не мог принять всех же­лающих, так велик был интерес молодых туляков к театраль­ным постановкам, так необхо­дим был для них театр в это суровое время.

30 сентября 1941 года Тульский ТЮЗ показал своим зрителям премьеру - спектакль по пьесе М. Светлова «Двад­цать лет спустя». В течение спектакля дважды звучал сиг­нал «Воздушная тревога!». Ак­теры вместе со зрителями спус­кались в подвальное помеще­ние. Звучал «Отбой!» и спек­такль продолжался. Новая ра­бота ТЮЗа была встречена молодыми туляками с огром­ным воодушевлением. И каж­дый чувствовал, что теперь наступил его черед, пришло время его подвига. Пройдет всего несколько недель, и сотни юных патриотов вместе со старшими займут свое ме­сто в рядах героических за­щитников города русских оружейников. Для многих из них эта первая военная осень станет последней в их недолгой, но яркой и замеча­тельной жизни.

Во время обороны Тулы здание ТЮЗа сильно постра­дало от фашистских мин и снарядов. Подсчитали убыт­ки. Оказалось: для того что­бы полностью восстановить здания драмтеатра, ТЮЗа и двух кинотеатров города, надо не менее 328 тысяч рублей.

К постановке спектаклей коллектив ТЮЗа приступил, не дожидаясь окончания ремонт­ных работ. Еще стояли морозы. В зрительном зале и на сцене температура воздуха была близ­ка к нулю градусов. Но это не снижало огромного интереса юных туляков к театральным спектаклям. Кутаясь в зимние пальтишки и ватники, нахлобу­чив на брови шапки-ушанки и платки, мальчишки и девчонки согревали зал своим дыханием, улыбками, аплодисментами...

В 1943 году ТЮЗ работал над постановкой сказки «Зо­лушка». Она предназначалась для самых юных зрителей и, естественно, требовала особо­го нарядного и сказочного оформления. По замыслу по­становщика на сцене должен был появиться великолепный королевский дворец. Но как, из каких материалов сотворить чудо? На складе театра - лишь рулон старой подмоченной дождями марли. И тогда на по­мощь ТЮЗу пришел известный в городе художник-оформи­тель и декоратор Н. П. Чеков. До войны Чеков некоторое время работал в ТЮЗе, уча­ствовал в создании кукольно­го театра. И вот - постановка «Золушки».

В распоряжении художни­ка - лишь злополучная марля и то, что можно было найти на мусорной свалке. Дюжины ржавых обручей и марли, ок­рашенной с помощью обычной марганцовки, оказалось впол­не достаточным для сооруже­ния на сцене шести дворцовых колонн. Необычный сиренево-розовый  оттенок  придавал всему дворцу вид загадочный и таинственный. Нашлось и «золото» на капители. Для их создания пришлось спаять вме­сте несколько пустых консерв­ных банок. В центре сцены, над падугой, художник подвесил на каркасе огромный королев­ский герб, сделанный анало­гичным с капителями манером и украшенный чеканкой.

Программка ТЮЗа сезона 1960-61 годаСвоим самозабвенным искусством, неустанным твор­ческим трудом коллектив Туль­ского ТЮЗа вносил достойный вклад во всенародное дело победы над немецко-фашист­скими захватчиками. С огром­ным воодушевлением встре­тили тульские тюзовцы свет­лый праздник Победы. Спек­такли того времени шли в ат­мосфере невиданного эмоци­онального и творческого подъема. Радость творческих дерзаний подкреплялась гор­дым чувством сопричастности славным свершениям армии и народа, устремленностью в будущее.

Здание ТЮЗ в 1950-е годыВ 1946-1950 годах театр ставил пьесы и инсценировки «Сын полка» по повести В. Катаева, «Особое задание» С. Михалкова, «Парень из наше­го города» К. Симонова, «Гас­телло» И. Штока, «Два капита­на» В. Каверина, «Девочки» В. Пановой. Этапным спектаклем Тульского ТЮЗа первых после­военных лет стала постановка «Молодой гвардии» по рома­ну А. Фадеева. Премьера спектакля со­стоялась 1 мая 1947 года. Это была первая в стране теат­ральная постановка истории о юных героях Краснодона. В спектакле, поставленном глав­ным режиссером театра А.Д. Каратовым, был занят почти весь состав труппы театра. В результате многомесячной напряженной творческой работы тюзовцам удалось создать це­лую галерею Еще одно фото из 1950-хзапоминающихся образов молодых героев Крас­нодонского подполья. Основ­ные роли в спектакле исполня­ли артисты Б. Случевский - Олег Кошевой, 3. Леонтьева - Ульяна Громова, В. Шалыгин -Сергей Тюленин, А. Рябова -Любовь Шевцова, А. Оржехов-ский - Иван Земнухов.

Тульский ТЮЗ пятидесятых годов заразительно оптимисти­чен. Каждая новая постановка была буквально пронизана жизнеутверждающей силой, здоровым оптимизмом и непод­дельной искренностью. Один из характерных спектаклей того времени - «На улице Счастли­вой» по пьесе Ю. Принцева, по­ставленный в сезон 1954-1955 годов. Роль Кузьмы Степикова в этом спектакле - первая са­мостоятельная работа впослед­ствии широко известного арти­ста театра и кино, народного артиста СССР (1989 г.) Вячес­лава Михайловича Невинного. Рецензенты спектакля отмеча­ли, что хотя роль Кузьмы Сте­пикова в пьесе и невелика, В. Невинный нашел для своего ге­роя такие живые черты, что зритель чувствует к нему горя­чую симпатию и понимает: глав­ное в душе этого рабочего па­ренька - стремление к знаниям, к труду. В игре В. Невинного ра­довали свежесть и непосред­ственность, умение постоянно быть в контакте с партнерами. Тульский ТЮЗ дал В. Невинно­му путевку в большое искусст­во, способствовал становле­нию и развитию его артистичес­кого таланта. Дебютировав на тюзовской сцене, В.М.Невин­ный поступил в школу-студию Московского художественного академического театра, а пос­ле ее окончания в 1959 году был зачислен в труппу этого про­славленного коллектива.

Значительным явлением в жизни театра тех лет стало его обращение к драматургии B.C. Розова. Открыв в жизни своих героев драматические кол­лизии, Розов вывел их в литературу, дет­ско-юношеские те­атры страны, говоря словами А.Н.Ост­ровского, «возвра­тил их в жизнь».

Уже постанов­ка первой Розовской пьесы «Ее дру­зья», осуществлен­ная в сезон 1950-1951 годов режиссе­ром П. Дюмоном, стала серьезной заявкой на глубокое проникновение во внутренний мир молодого со­временника. Спектакль призы­вал молодежь смело преодо­левать жизненные трудности и невзгоды.

В сезон 1953-1954 годов на сцене Тульского ТЮЗа зас­луженный деятель искусств Чувашской АССР В. Петров поставил спектакль по пьесе «Страницы жизни». Спектакль правдиво рассказывал о труд­ностях становления молодых характеров, о тех изменениях, которые внесла жизнь в отно­шение молодежи 50-х к труду.

В 1958 году ТЮЗ ставил пьесу Розова «В поисках радо­сти», а в 1960 году - «Неравный бой». Близки и понятны были тульским тюзовцам традиции бытового реалистического теат­ра, приверженность которым -одна из самых характерных черт Розовской драматургии.

Параллельно с творче­ством Розова театр успешно осваивает драматургию такого мастера, как А.Н. Арбузов. Пер вое знакомство туляков с дра­матургией Арбузова произош­ло в 1938 году, когда на тюзов­ской сцене (почти за год до зна­менитой постановки на сцене Московского Театра Револю­ции) была поставлена пьеса «Таня». В 1958 году Тульский ТЮЗ ставил пьесу Арбузова «Дальняя дорога», в 1960 году - «Старые друзья», в 1961 году -  «Город на заре». Позднее тульские зрители увидели та­кие спектакли по пьесам дра­матурга, как «Домик на окраи­не» (1965 г.), «Старомодная комедия» (1975 г.), «Мой бед­ный Марат» (1980 г.). Основ­ная тема пьес Арбузова - сложный процесс формирования духовного и нравственного облика молодого современни­ка. Его герои - мечтатели, ис­катели, романтики.

1 Мая 1967 года. Колонна демонстрантов на фоне здания ТЮЗаЗаметный след в истории Тульского ТЮЗа оставили и 60-е годы. Благодаря успехам отечественной детской драма­тургии театр получил возмож­ность выбирать к постановке наиболее интересные с его точки зрения пьесы, удовлет­ворять запросы всех категорий юных зрителей. С большим ус­пехом в первой половине 60-х годов шли спектакли для детей младшего школьного возрас­та «Аленький цветочек» С. Ак­сакова, «Сокровище Брази­лии» М. Машаду, «Мальчиш-Кибальчиш» А. Гайдара, «Катя и чудеса» Н. Гернета и Г. Ягдфельда. Ребята среднего школьного возраста с интере­сом смотрели «Умные вещи» С. Маршака, «Сомбреро» С. Михалкова, «А с Алешкой мы друзья» Г. Мамлина.

Для старших школьников ТЮЗ осуществил постановку пьес «Машенька» А. Афиноге­нова, «Перед ужином» и «В день свадьбы» В. Розова. Не­мало пришлось потрудиться коллективу театра, прежде чем на афише появились названия классических спектаклей «Горе от ума» А. Грибоедова и «Ромео и Джульетта» В. Шекс­пира.

Один из лучших спектак­лей тех лет - «Сказка о сказ­ках» А. Зака и И. Кузнецова. Для юных зрителей это было подлинное путешествие в страну сказочных героев. Ты­сячи мальчишек и девчонок, побывавших на спектакле, пе­режили волнующие, незабы­ваемые минуты. Режиссёром-постановщиком спектакля был талантливый деятель советс­кого театра для детей, народ­ный артист Грузинской ССР Николай Яковлевич Маршак, брат известного писателя и драматурга С.Я. Маршака. В 1962 году, всего за несколько месяцев до своей преждевре­менной кончины, Н.Я. Маршак возглавил Тульский ТЮЗ. Че­ловек щедрой души и открыто­го сердца, большой знаток дет­ской психологии, он оставил добрый след в памяти тульских тюзовцев.

В те годы на тюзовской сцене выступало немало та­лантливых актеров. Одна из них - Галина Ивановна Лукья­нова, которую часто называли «тульской Сперантовой». Диа­пазон ее творческих перевоп­лощений был действительно очень широк, и в этом плане ее работу на сцене Тульского ТЮЗа можно было сравнивать с игрой известной актрисы мос­ковского Центрального детс­кого театра В.А. Сперантовой. Очень близки друг другу и ге­рои, созданные актрисами: смелые, мужественные ребя­та, знающие цену дружбе, об­ладающие обостренным чув­ством справедливости.

Принципиально важным для театра было обращение в сезон 1963-1964 годов к драма­тургии такого мастера, как А.Н. Афиногенов. Одна из его пос­ледних и лучших пьес «Ма­шенька», написанная в довоен­ном 1940 году, и по сей день состоит в репертуаре многих драматических театров страны.

В числе творческих удач театра тех лет постановка сказ­ки П. Ершова «Конек-Горбу­нок», пьесы А. Хмелика «Пузырики», «Эй, ты, здравствуй!» Г. Мамлина, «Город на заре» А. Арбузова, «Прощание в июне» А. Вампилова.

В 60-е годы значительно обновился творческий состав Тульского ТЮЗа. Притоку в со­став труппы молодого талант­ливого пополнения в значи­тельной степени способствова­ло открытие в 1964 году на базе театра Тульского филиала Мос­ковского театрального учили­ща имени Б.В.Щукина. Ядро творческого коллектива театра в эти годы составляли выпуск­ники училища Нина Полицан, Людмила Вериго, Валерий Жу­ков, Александр Карасев, Свет­лана Киреева, Валентина Силко, Алевтина Кочетова.

Верность традициям - ха­рактерная и отличительная черта Тульского ТЮЗа. 70-е годы обогатили театральные традиции. Новые актеры и ре­жиссеры внесли в жизнь ТЮЗа новую живительную струю, но­вое мироощущение и миропо­нимание. Почти каждый год театр дарил юным тулякам по новой интересной сказке, а иногда и по две. На тюзовской сцене шли сказки «Персте­нек», «Иван - честной работ­ник», «Волынщик из Страко-ниц», «Зайка-зазнайка», «Ко­роль-олень», «По щучьему ве­ленью», «Емелино счастье», «Красная Шапочка», «Золуш­ка», «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Долой огуреч­ного короля!», «Ох уж эти челдобречки!».

В 1978 году на афишах Тульского ТЮЗа появилось имя Л.Н. Толстого. К 150-летию со дня рождения нашего велико­го земляка театр поставил ин­сценировку его известной по­вести «Казаки» (автор инсце­нировки М.Л. Рогачевский). Приятной новинкой следующе­го года стала постановка пье­сы А.Н. Островского «На вся­кого мудреца довольно просто­ты». 1980 год принес юным ту­лякам радость встречи с мало­известной драмой М.Ю. Лер­монтова «Два брата».

1983 год. Улица Коминтерна и ТЮЗЭтими и другими поста­новками из классического ре­пертуара театр утверждал: классика всегда современна! С помощью классики театр стремился связать живыми тре­петными нитями прошлое и на­стоящее, повести со зрителем откровенный и честный разго­вор о вечных истинах и вечных ценностях.

С началом 90-х годов второй раз в течение XX сто­летия в России коренным об­разом изменилась система об­щественных отношений, пере­осмысливались жизненные принципы. Исчезла идеологи­ческая цензура, прекратились поучения «старших товари­щей» относительно того, что и как следует ставить. ТЮЗ пе­рестал быть местом «добро­вольно-принудительных» культпоходов.

В конце 1991 года театр по­ставил спектакль по трагедии Ф. Шиллера «Коварство и лю­бовь», в 1993 году - спектакль по современной пьесе Г. Гори­на «Забыть Герострата!..». В 1994  году на тюзовской сцене вновь ставится А.Н. Островский. Но уже другой, не тот, что рань­ше, а заново прочитанный. В 1995  году к 50-летию Победы над фашизмом ТЮЗ ставит «Василия Теркина» по извест­ной поэме А.Т. Твардовского.

В начале 1996 года в теат­ре состоялась премьера спек­такля «Все как у святых, только наоборот», поставленного ре­жиссером Тульского академи­ческого театра драмы В. Конд­ратьевым и художником ТЮЗа Т. Матус по фантастической ко­медии американского писателя Д. Ван Друтена «Книга, свеча и колокол». Спектакль, рассказы­вающий о магии и магической силе любви, был адресован взрослой аудитории. Он выявил большой творческий потенциал Тульского ТЮЗа. Был ли это, как писала местная газета, «про­рыв, скачок, взлет к тому, что на­зывают искусством», вопрос спорный. Как правило, к верши­нам сценического искусства не взлетают, а восходят. И процесс этот не разовый, не сиюминут­ный, а долгий и упорный. Спек­таклем «Все как у святых, толь­ко наоборот» тюзовцы просто показали, что могут быть «дру­гими», могут перевоплощаться, жить на сцене взрослой жизнью с ее сложными проблемами, конфликтами, противоречиями. Успех любой постановки - сум­ма многих слагаемых. В данном случае он определился в 

извес­тной мере и выбором пьесы, об­ращенной к лучшим человечес­ким чувствам, несущей в себе заряд доброты.

В середине 90-х годов на должность главного режиссе­ра ТЮЗа был приглашен Владимир Шинкарев - человек ищущий, целеустремленный, без диктаторских замашек, но строгий и требовательный как к окружающим, так и к самому себе. Обладая удивительным умением заражать театраль­ный коллектив любовью к об­щему делу, B.C. Шинкарев сво­ей теперь уже многолетней ра­ботой в театре сумел доказать, что понятие «главный режис­сер» - не административное, а творческое. Первой работой B.C. Шинкарева на сцене Туль­ского ТЮЗа стал спектакль по пьесе молодого местного дра­матурга В.А. Трофимовой «Мой Тристан».

Хроника последних пят­надцати лет деятельности те­атра пестрит сценическими находками, яркими актерскими и режиссерскими работами. В эти годы повышается его сце­ническая культура, растет от­ветственность за воспитание юных поколений туляков. Все это создает Тульскому ТЮЗу авторитет одного из ведущих детско-юношеских театров Российской Федерации, спо­собного чутко улавливать об­щественные настроения, об­разно постигать и отражать действительность, проявлять мудрое, бережливое отноше­ние к духовным и нравствен­ным ценностям народа, к его истории, к его героям.

Ярким свидетельством это­го стала постановка в 2000 году режиссером B.C. Шинкаревым «Легенды о «Молодой гвар­дии». Трагическая и героичес­кая история молодогвардей­цев, очищенная от идеологичес­ких стереотипов советского времени, стала откровением для молодежной аудитории, не знакомой с романом А.А. Фаде­ева. И спектакли в Туле, и спек­такли на выездах убедительно показали, что патриотические чувства не чужды современной молодежи. Постановка стала не просто аншлаговой, она ста­ла триумфальной.

В 2003 году Тульский ТЮЗ получил приглашение принять участие в проведении Дней России в Республике Таджики­стан. Это были первые настоя щие гастроли за последние 12 лет. Гастрольная афиша вклю­чала в себя четыре спектакля, среди которых два детских -« Пеппи  Длинныйчулок » и «Щелкунчик и мышиный ко­роль», и два взрослых - «Ро­мео и Джульетта» и «Тринад­цатая звезда». Гастроли про­шли на едином дыхании. Не чувствуя усталости, тюзовцы давали по 2-3 спектакля в день при постоянно переполненном зрительном зале.

Центральным событием 2004 года стало для ТЮЗа уча­стие в III Всероссийском фес­тивале спектаклей для подро­стков «На пороге жизни», про­ходившем в Рязани в апреле. Туляки показали гостям фести­валя спектакль «Трепетные ис­тории» по пьесе современно­го драматурга Ксении Драгун­ской. Спектакль, отличавший­ся искренностью и необычнос­тью сценического решения, по­нравился всем, в том числе и драматургу, которая присут­ствовала на фестивале. Для нее было приятной неожидан­ностью, что в отличие от дру­гих театров страны, которые, как правило, берут к постанов­ке лишь одну из двух частей пьесы, туляки поставили ее в полном объеме.

Свое 75-летие коллектив ТЮЗа, возглавляемый Бори­сом Карцевым, встречает ро­мантически устремленным в будущее. Его отличает богат­ство творческой фантазии, не­уёмная страсть поиска, новым свидетельством которых стала юбилейная премьера - спек­такль по сказке Г.-Х. Андерсе­на «Снежная королева». В сказке, в классике, в пьесах со­временных авторов театр це­леустремленно ищет своего героя, он постоянно ворошит улей трепетных детских сер­дец, вскармливая их живитель­ным нектаром настоящего большого искусства.

                                 Автор статьи: Б.К. Тебиев, источник - газета "Тула"

                                 Фото из коллекции: А.И. Наумова, М. Тенцера, В. Щербакова

Читать еще

Подписка на новости

Форма входа