Тула ушедшего века

Подписка на новости

Памятные места

Первый тульский аэродром

26 января 1924 года. Немецкий «Фоккер», совершивший вынужденную посадку в Туле

Первый аэродром в Туле находился на территории нынешнего Белоусовского парка, а точнее в южной его части, примерно между аллеей, ведущей от ул. Жаворонкова и аллеей, ведущей от площади Искусств. На этом месте в XIX - начале XX века располагался беговой круг, или ипподром. В январе 1924 года здесь совершил вынужденную посадку немецкий самолет "Фоккер". Вот что писала по этому поводу одна из тульских газет: " В пятницу 26 января в 3 ч. дня за городским парком опустился пассажирский аэроплан, находящийся в эксплуатации русско-германского (пропущено). "Фоккер" крейсирует обычно между Харьковом - Москвой и Москвой - Кенигсбергом. Сильный ветер и туман заставили его спуститься в Туле. Скорость движения его от 180 до 200 верст в час. В субботу летучий гость снялся и покинул Тулу." Скорее всего, это был "Fokker F.3" и принадлежал он российско-германской компании "Дерулюфт". Её флот насчитывал десять машин (по В.Б.Шаврову: «…было куплено 20 таких самолетов. С 1922 г. эти самолеты обслуживали аэролинию «Дерулюфта» Москва — Берлин, а позже аэролинию Москва — Минеральные воды.»). Самолёт обслуживал линию Москва — Кёнигсберг, которая открылась 1 мая 1922 года. Затем линию продлили до Берлина. В толстых крыльях этого самолёта пилоты любили возить в Москву контрабандные товары. В «Дерулюфте» «Фоккеры» прослужили до 1932 года. В последующие годы бывшая территория ипподрома использовалась для автомобильных и мотоциклетных гонок. Во время героической обороны Тулы осенью 1941 года это место, как стратегическая высота на юго-восточной окраине Тулы, была укреплена. Окопы, оставшиеся с той поры, напоминают нам о тех грозных для города днях. В первые послевоенные годы эта территория пришла в запустение, в начале 1950-х туляки сажали здесь картошку, капусту, репу, пасли коз. Затем поле стало частью парка культуры и отдыха, и постепенно была облагорожена и засажена деревьями.

 

Орлы на заставах

   Киевская застава и шоссе. Вид из города. С открытки изательства К.П.           Издавна на подступах к городу строились небольшие крепости с военным гарнизоном, называемые заставами.  Цель их возведения - затруднить продвижение  неприятеля внутрь страны по проложенной дороге. Уже в XVII веке  застава потеряла свое первоначальное значение. В XVIII веке заставой стали называть  сторожевой пост при въезде в город. В Толковом словаре В.Даля застава определяется как  «заграда на дорогах и въездах, для временной задержки, опроса, осмотра проезжих, для взиманияпошлин и пр.» В Туле таких застав было три: одна при въезде в город по Воронежской (Оборонной) улице, вторая при въезде в город с южной стороны, на пересечении улиц Киевской и Мотякинской (пр. Ленина и ул. Л.Толстого) и третья при въезде в город с северной стороны – в начале ул. Миллионной (Московской).

          По регулярному плану 1779 года заставы обозначали четкие границы города, играя роль контрольно-пропускных пунктов.  На заставах  имелись караульные помещения, а проезд запирался обычно шлагбаумом. далее

Воспоминания о Косой горе

Лето 1934 года. Косогорский мостЯ родилась, выросла и ушла на пенсию на Косой Горе. И знаю её с детских дет. В своё время она состояла из трёх улиц: им. Дзержинского, Зелёной и им. Шмидта, да ещё несколько казарм около завода.  Правда, названия этим улицам были даны несколько позднее, а до этого в почтовых адресах указывалось лишь просто: Косая Гора и номер дома. Сейчас только и слышишь:  «Никто ничего не строил, Советская власть ничего не делала для народа…». И только лишь одурманивала народ  своей идеологией. И потому хочется все эти семьдесят  советских  лет пройти по Косой Горе, по нашему маленькому рабочему посёлку, и посмотреть, как изменился он за годы Советской власти. 
Начну, пожалуй, с улицы им. Шмидта. В начале двадцатого  века, а точнее чуть позже, в дни моего детства, состояла она из восьми или девяти старинных  одно и двухэтажных домов, с дощатым тротуаром с одной стороны и с большим глубоким оврагом с другой стороны. далее

Жигалинский рынок

Около 1903 года. Толкучка в воскресный день (Жигалинский рынок). С открытки изд. Юдина Н.В.Наибольшей популярностью у туляков в начале ХХ века пользовался Жигалинский рынок, расположенный за Новыми торговыми рядами (теперь здание Военной прокуратуры) вдоль Жигалинской (теперь Союзная) улицы, от которой он и получил свое название.
В конце XIX века Жигалинский рынок был именно рынком, местом, оборудованным для торговли. Его территория была огорожена забором, по периметру рынка располагались лавки и рундуки (открытые и закрытые), прилавки. На Жигалинском рынке торговали продуктами, глиняной посудой, тканями, обувью.
После революции Жигалинский рынок прекратил свое существование. Долгое время на бывшей территории рынка располагалась воинская часть

Тульские предприниматели — в названиях городских объектов

1912 год. Булочная И. М. Филиппова на ул. ПосольскойТула известна как «оружейная и самоварная столица», но в её старой топонимии в большей степени отразилось купеческо-мещанское и «промышленное» сословие. Хорошо известны металлозаводчики, самоварщики, благотворители и меценаты Демидовы, Лугинины, Баташовы и Баташёвы, Гольтяковы, Зайковы, Лялины, Васильковы, Ливенцовы, Ваныкины. Почти все имена остались в виде названий улиц, переулков, магазинов, садов, аптек, мостов — официально признанные названия вплоть до адресов, и просторечные. Последние дожили до 1980-х (Васильковский мост,  подробнее

 

Летнее кафе "Лужники" или "Матильда"

1963 год. Так выглядело летнее кафе в первые годы существования. Фото из архива Е. ГуденчукПоявление на стадионе "Труд" (ныне "Арсенал") летнего кафе относится к периоду реконструкции стадиона 1958-59 годов. Кафе было открытым, с легким навесом-крышей, под которой летали и чирикали стаи воробьев. В 1960-70 годы это место славилось свежим пивом, которое завозилось сюда прямиком с пивкомбината. Кафе в то время имело и неофициальное название - "Матильда". Вот как описывает летнее кафе в своей книге "Тульские тетради (сочинение длиною в жизнь)" Георгий Готтесман: «Матильда»! Старшее поколение туляков прекрасно помнит кафе на Центральном стадионе недалеко от велотрека и футбольного поля и почти по соседству с тюрьмой. В нём, состоявшем из алюминиевого каркаса с большим, местами провисшим, выгоревшим брезентовым тентом, почти постоянно торговали разливным пивом далее

 

Курский (Московский) вокзал

1912 год. Курский вокзал. Открытка издателя М.А. КампеляКурский (ныне Московский) вокзал являлся главным сооружением станции Тула 1 Московско-Курской железной дороги. Ее создание началось в 1865 году. Строительство железной дороги осуществлялось местными крестьянами и солдатами штрафных частей. Большая часть работ выполнялась вручную. В 1866 году началась прокладка железнодорожных путей в Туле, была построена железнодорожная станция Тула. Она находилась на окраине города недалеко от крупного села Мясново, позднее вошедшего в состав города.В 1867 году по построенной дороге в Тулу прибыл первый пассажирский поезд из Серпухова, а августе 1868 пассажирские поезда отправились из Тулы в Орел. Вначале в сутки отправляли две пары поездов. далее

Поселок Новая Тула. История с 1935 по 1960 годы.

Здесь находился поселок Новая Тула. Фрагмент карты Тулы 1977 годаВ 30-х годах прошлого века в СССР началась индустриализация страны. В Туле началось бурное промышленное строительство. 25 февраля 1931 года Советом народных комиссаров СССР принято решение о строительстве в Туле Новотульского металлургического завода. В мае определились с местом , где будет построен завод – в районе деревни Топтыково за рекой Упой. 1 мая 1931 года начато строительство завода, построен железобетонный мост через реку Упу, к месту строительства подведена железная дорога. В 1933 год на строительстве работали 23400 человек.

Одновременно со строительством завода, строятся поселки для строителей и рабочих завода. Первые бараки и землянки были построены около деревень Никитино, Топтыково, Криволучье. Строили из досок, фанеры, глины, из любых строительных отходов. Вдоль улиц были проложены деревянные настилы – тротуары далее

Здания, которых больше нет. Старые торговые ряды

Около 1909 года. Вид на Старые ряды с колокольни Успенского собора кремля.Старые торговые ряды (Гостиный двор). Они были построены в 1780 году (57 каменных и 600 деревянных лавок). После пожара 1834 года Гостиный двор был отстроен вновь в камне. Он представлял собой длинное здание, тянувшееся от Казанской церкви к церкви Воздвиженской параллельно стене кремля. Оно состояло из 6 галерей лавок, располагавшихся перпендикулярно кремлевской стене. По фасаду галереи были соединены проходами и с главного фасада представляли собой единое здание. Название Старых рядов или Старых Гостиных рядов оно получило в самом конце XIX в. после строительства Новых торговых рядов на Посольской улице. Старые ряды были своеобразной достопримечательностью города. Туляки в конце XVIII - начале XIX века далее

Ворота усадьбы Ливенцевых в Денисовском переулке

Так выглядели ворота в 1903 году. С открытки изд. Н.В. ЮдинаИ особняк, принадлежавший купцам Ливенцевым, и парадные въездные ворота в их усадьбу были построены в конце 1750-х – 1760-х гг. в стиле позднего барокко. Позже усадьба принадлежала купцам Ломовым, поэтому и переулок, и ворота нередко называли Ломовскими, по их фамилии.

В пышном убранстве и формах ворот использован чуть ли не весь арсенал позднего барокко: разорванные фронтоны, декоративные вазы, решетки с розами… Богато декорированные пилястры (плоские выступы) делят композицию на три изогнутых в плане поля: в центре находится главная въездная арка, в боковых полях – калитки. читать дальше

Подписка на новости

Форма входа