Тула ушедшего века

Подписка на новости

Памятные места

Самолет ТУ-124В в парке

Начало 1980-х. Самолет в период массового интереса туляков24 октября 1981 года в Тульском ЦПКиО, около летнего кинотеатра "Дружба", появился необычный артобъект. Это был самолет Ту-124В под заводским номером 5351805 (СССР-45090). Предыстория его такова:

Машина поступила в эксплуатацию 30 октября 1965 года. Впервые замечена в Берлине в а/п Schoenefeld 15 июня 1967 года. Передана в Эстонское территориальное управление ГА 26 октября 1967 года. В 1972 году самолет участвовал в съемках фильма "Земля провожает". Затем передан в Приволжское территориальное управление ГА (Казань) 25 января 1979 года. Списан 17 апреля 1980 года.

После того, как самолет появился в Центральном парке, он стал местом паломничества детей. Они тянули родителей к самолету, завороженно осматривали, залезали на доступные участки машины. Вскоре подробнее

Старая водонапорная башня у стадиона

Конец 1940-х. Вид на водонапроную башню и стадион. Фото Владимира ЕгороваПервая тульская водонапорная башня, входившая в первую очередь тульской системы водопровода, была построена в 1893 году на южной окраине города и была одним из знаковых сооружений Тулы той поры. Ее изображение можно найти на первых тульских почтовых карточках конца XIX века. Рядом с ней была возведена насосная станция очень интересной архитектуры в стиле "модерн". Насосная станция была снесена в январе 2007 при строительстве здания пр. Ленина, 83-б ("SPAR"). На станцию подавалась по трубе вода с Рогожинской водокачки, которая цела до сих пор и находится на склоне Рогожинского оврага рядом с ул. Тимирязева. По воспоминаниям Лидии Кирилловны Филимоновой, 1926 года рождения, которая жила рядом с водонапорной башней, это сооружение было на попечении семьи, родителей и дочери, которые жили в ней в казенной квартире на втором этаже башни. Жители называли башню "бассейная", в ней можно было купить воду, тут же у башни поили лошадей из специального корыта.  подробнее

Из истории Хлебной площади

1980-е годы. Хлебная площадь. Фото Александра НаумоваБольшей частью торговля хлебом производилась в губернских и уездных городах России на специальных рынках. В народе эти рынки называли хлебными площадями.  Это название вскоре превратилось в официальное наименование таких мест. В Тульской губернии имелись подобные примеры. Так Н.В.Успенский в одном из своих рассказов 1858 года упоминает такую площадь в городе В., возможно городе Веневе. Он писал: «Вот, мать моя, приехатчи в город, сей час остановились на хлебной площади. А народу там, знаете, в базарный день бесчисленное множество…додору нет. Вы, чай, бывали там?..

- Как же, бывала.

-Хлебушек продавали-с? подробнее

На берегах Упы

Илл. 1. Памятник Петру I на правом берегу Упы. На втором плане – одно- и двухэтажные дома на Казанской набережной. За ними – Казанская церковь.  Фото 1910-х годовКазанская набережная

Она получила свое название в 1907 г., согласно решению Тульской городской Думы. Казанская набережная проходила по левому берегу Упы от Сретенской церкви (на ее месте сейчас находится сквер с памятником С.И. Мосину) до Казанской церкви, стоявшей на месте нынешнего корпуса Тульского машиностроительного колледжа им. Н. Демидова, давшей имя набережной и разобранной в 1929 г.

На набережную выходили ничем не примечательные каменные одно- и двухэтажные жилые дома и хозяйственные постройки. Между ними и рекой были «проезжая часть» и «пешеходная зона», возможно, совмещенные. В 1912 г.  на другом, правом берегу Упы в честь 200-летия оружейного завода перед его главным корпусом был установлен памятник Петру I. Император стоял в те времена лицом к заводу, спиной к реке. В разных ракурсах, с разных сторон он запечатлен на нескольких открытках 1910-х годов (одна из них – на илл. 1). Если выложить все эти открытки в ряд, можно подробнее

Лавки Покровской церкви и часовня

Современный вид лавок Покровской церкви (справа от прохода к церкви). Лето 2018 годаСовсем скоро мы сможем пройти по реконструированной, преобразившейся улице Металлистов. На отремонтированных фасадах домов там, конечно же, появятся таблички, рассказывающие о каждом из этих зданий – практически все они являются объектами культурного наследия федерального значения.Многие из этих домов будут, наверное, называться по фамилии одного из их бывших владельцев – за более чем сто лет каждым из этих строений владели последовательно несколько хозяев. Кстати, в Перечне объектов культурного наследия, расположенных на территории Тулы и Тульской области (Перечень опубликован на портале открытых данных регионального правительства), бывшие жилые дома на улице Металлистов числятся «бесфамильными». подробнее

Первый тульский аэродром

26 января 1924 года. Немецкий «Фоккер», совершивший вынужденную посадку в ТулеПервый аэродром в Туле находился на территории нынешнего Белоусовского парка, а точнее в южной его части, примерно между аллеей, ведущей от ул. Жаворонкова и аллеей, ведущей от площади Искусств. На этом месте в XIX - начале XX века располагался беговой круг, или ипподром. Первый полет здесь состоялся 8 сентября 1910 года. Огромная толпа собралась в тот день, чтобы посмотреть полет известного русского летчика Россинского на аэроплане "Блерио". Около пяти часов вечера Россинский "сел на аппарат, попробовал рычаги, запусти мотор, и помощник запустил пропеллер. Аппарат бежал по земле секунды 3-4 и под гром аплодисментов взлетел на высоту в 40 аршин. Россинский хотел повернуть в воздухе машину, но почему-то отказал руль, и аппарат упал на землю, закрывшись левым крылом. Летчик жив, сломаны крылья, пропеллер и шасси. Увидев, что аэроплан падает, тысячная толпа со свистом и гиканьем кинулась со своих мест, ломая целые пролеты забора. Возбужденная неудачным полетом, публика затем ринулась к остановке конки далее

Орлы на заставах

   Киевская застава и шоссе. Вид из города. С открытки изательства К.П.           Издавна на подступах к городу строились небольшие крепости с военным гарнизоном, называемые заставами.  Цель их возведения - затруднить продвижение  неприятеля внутрь страны по проложенной дороге. Уже в XVII веке  застава потеряла свое первоначальное значение. В XVIII веке заставой стали называть  сторожевой пост при въезде в город. В Толковом словаре В.Даля застава определяется как  «заграда на дорогах и въездах, для временной задержки, опроса, осмотра проезжих, для взиманияпошлин и пр.» В Туле таких застав было три: одна при въезде в город по Воронежской (Оборонной) улице, вторая при въезде в город с южной стороны, на пересечении улиц Киевской и Мотякинской (пр. Ленина и ул. Л.Толстого) и третья при въезде в город с северной стороны – в начале ул. Миллионной (Московской).

          По регулярному плану 1779 года заставы обозначали четкие границы города, играя роль контрольно-пропускных пунктов.  На заставах  имелись караульные помещения, а проезд запирался обычно шлагбаумом. далее

Воспоминания о Косой горе

Лето 1934 года. Косогорский мостЯ родилась, выросла и ушла на пенсию на Косой Горе. И знаю её с детских дет. В своё время она состояла из трёх улиц: им. Дзержинского, Зелёной и им. Шмидта, да ещё несколько казарм около завода.  Правда, названия этим улицам были даны несколько позднее, а до этого в почтовых адресах указывалось лишь просто: Косая Гора и номер дома. Сейчас только и слышишь:  «Никто ничего не строил, Советская власть ничего не делала для народа…». И только лишь одурманивала народ  своей идеологией. И потому хочется все эти семьдесят  советских  лет пройти по Косой Горе, по нашему маленькому рабочему посёлку, и посмотреть, как изменился он за годы Советской власти. 
Начну, пожалуй, с улицы им. Шмидта. В начале двадцатого  века, а точнее чуть позже, в дни моего детства, состояла она из восьми или девяти старинных  одно и двухэтажных домов, с дощатым тротуаром с одной стороны и с большим глубоким оврагом с другой стороны. далее

Жигалинский рынок

Около 1903 года. Толкучка в воскресный день (Жигалинский рынок). С открытки изд. Юдина Н.В.Наибольшей популярностью у туляков в начале ХХ века пользовался Жигалинский рынок, расположенный за Новыми торговыми рядами (теперь здание Военной прокуратуры) вдоль Жигалинской (теперь Союзная) улицы, от которой он и получил свое название.
В конце XIX века Жигалинский рынок был именно рынком, местом, оборудованным для торговли. Его территория была огорожена забором, по периметру рынка располагались лавки и рундуки (открытые и закрытые), прилавки. На Жигалинском рынке торговали продуктами, глиняной посудой, тканями, обувью.
После революции Жигалинский рынок прекратил свое существование. Долгое время на бывшей территории рынка располагалась воинская часть

Тульские предприниматели — в названиях городских объектов

1912 год. Булочная И. М. Филиппова на ул. ПосольскойТула известна как «оружейная и самоварная столица», но в её старой топонимии в большей степени отразилось купеческо-мещанское и «промышленное» сословие. Хорошо известны металлозаводчики, самоварщики, благотворители и меценаты Демидовы, Лугинины, Баташовы и Баташёвы, Гольтяковы, Зайковы, Лялины, Васильковы, Ливенцовы, Ваныкины. Почти все имена остались в виде названий улиц, переулков, магазинов, садов, аптек, мостов — официально признанные названия вплоть до адресов, и просторечные. Последние дожили до 1980-х (Васильковский мост,  подробнее

 

Подписка на новости

Форма входа