Тула ушедшего века

Подписка на новости

Памятные места

Лавки Покровской церкви и часовня

Современный вид лавок Покровской церкви (справа от прохода к церкви). Лето 2018 годаСовсем скоро мы сможем пройти по реконструированной, преобразившейся улице Металлистов. На отремонтированных фасадах домов там, конечно же, появятся таблички, рассказывающие о каждом из этих зданий – практически все они являются объектами культурного наследия федерального значения.Многие из этих домов будут, наверное, называться по фамилии одного из их бывших владельцев – за более чем сто лет каждым из этих строений владели последовательно несколько хозяев. Кстати, в Перечне объектов культурного наследия, расположенных на территории Тулы и Тульской области (Перечень опубликован на портале открытых данных регионального правительства), бывшие жилые дома на улице Металлистов числятся «бесфамильными». подробнее

Первый тульский аэродром

26 января 1924 года. Немецкий «Фоккер», совершивший вынужденную посадку в ТулеПервый аэродром в Туле находился на территории нынешнего Белоусовского парка, а точнее в южной его части, примерно между аллеей, ведущей от ул. Жаворонкова и аллеей, ведущей от площади Искусств. На этом месте в XIX - начале XX века располагался беговой круг, или ипподром. Первый полет здесь состоялся 8 сентября 1910 года. Огромная толпа собралась в тот день, чтобы посмотреть полет известного русского летчика Россинского на аэроплане "Блерио". Около пяти часов вечера Россинский "сел на аппарат, попробовал рычаги, запусти мотор, и помощник запустил пропеллер. Аппарат бежал по земле секунды 3-4 и под гром аплодисментов взлетел на высоту в 40 аршин. Россинский хотел повернуть в воздухе машину, но почему-то отказал руль, и аппарат упал на землю, закрывшись левым крылом. Летчик жив, сломаны крылья, пропеллер и шасси. Увидев, что аэроплан падает, тысячная толпа со свистом и гиканьем кинулась со своих мест, ломая целые пролеты забора. Возбужденная неудачным полетом, публика затем ринулась к остановке конки далее

Орлы на заставах

   Киевская застава и шоссе. Вид из города. С открытки изательства К.П.           Издавна на подступах к городу строились небольшие крепости с военным гарнизоном, называемые заставами.  Цель их возведения - затруднить продвижение  неприятеля внутрь страны по проложенной дороге. Уже в XVII веке  застава потеряла свое первоначальное значение. В XVIII веке заставой стали называть  сторожевой пост при въезде в город. В Толковом словаре В.Даля застава определяется как  «заграда на дорогах и въездах, для временной задержки, опроса, осмотра проезжих, для взиманияпошлин и пр.» В Туле таких застав было три: одна при въезде в город по Воронежской (Оборонной) улице, вторая при въезде в город с южной стороны, на пересечении улиц Киевской и Мотякинской (пр. Ленина и ул. Л.Толстого) и третья при въезде в город с северной стороны – в начале ул. Миллионной (Московской).

          По регулярному плану 1779 года заставы обозначали четкие границы города, играя роль контрольно-пропускных пунктов.  На заставах  имелись караульные помещения, а проезд запирался обычно шлагбаумом. далее

Воспоминания о Косой горе

Лето 1934 года. Косогорский мостЯ родилась, выросла и ушла на пенсию на Косой Горе. И знаю её с детских дет. В своё время она состояла из трёх улиц: им. Дзержинского, Зелёной и им. Шмидта, да ещё несколько казарм около завода.  Правда, названия этим улицам были даны несколько позднее, а до этого в почтовых адресах указывалось лишь просто: Косая Гора и номер дома. Сейчас только и слышишь:  «Никто ничего не строил, Советская власть ничего не делала для народа…». И только лишь одурманивала народ  своей идеологией. И потому хочется все эти семьдесят  советских  лет пройти по Косой Горе, по нашему маленькому рабочему посёлку, и посмотреть, как изменился он за годы Советской власти. 
Начну, пожалуй, с улицы им. Шмидта. В начале двадцатого  века, а точнее чуть позже, в дни моего детства, состояла она из восьми или девяти старинных  одно и двухэтажных домов, с дощатым тротуаром с одной стороны и с большим глубоким оврагом с другой стороны. далее

Жигалинский рынок

Около 1903 года. Толкучка в воскресный день (Жигалинский рынок). С открытки изд. Юдина Н.В.Наибольшей популярностью у туляков в начале ХХ века пользовался Жигалинский рынок, расположенный за Новыми торговыми рядами (теперь здание Военной прокуратуры) вдоль Жигалинской (теперь Союзная) улицы, от которой он и получил свое название.
В конце XIX века Жигалинский рынок был именно рынком, местом, оборудованным для торговли. Его территория была огорожена забором, по периметру рынка располагались лавки и рундуки (открытые и закрытые), прилавки. На Жигалинском рынке торговали продуктами, глиняной посудой, тканями, обувью.
После революции Жигалинский рынок прекратил свое существование. Долгое время на бывшей территории рынка располагалась воинская часть

Тульские предприниматели — в названиях городских объектов

1912 год. Булочная И. М. Филиппова на ул. ПосольскойТула известна как «оружейная и самоварная столица», но в её старой топонимии в большей степени отразилось купеческо-мещанское и «промышленное» сословие. Хорошо известны металлозаводчики, самоварщики, благотворители и меценаты Демидовы, Лугинины, Баташовы и Баташёвы, Гольтяковы, Зайковы, Лялины, Васильковы, Ливенцовы, Ваныкины. Почти все имена остались в виде названий улиц, переулков, магазинов, садов, аптек, мостов — официально признанные названия вплоть до адресов, и просторечные. Последние дожили до 1980-х (Васильковский мост,  подробнее

 

Летнее кафе "Лужники" или "Матильда"

1963 год. Так выглядело летнее кафе в первые годы существования. Фото из архива Е. ГуденчукПоявление на стадионе "Труд" (ныне "Арсенал") летнего кафе относится к периоду реконструкции стадиона 1958-59 годов. Кафе было открытым, с легким навесом-крышей, под которой летали и чирикали стаи воробьев. В 1960-70 годы это место славилось свежим пивом, которое завозилось сюда прямиком с пивкомбината. Кафе в то время имело и неофициальное название - "Матильда". Вот как описывает летнее кафе в своей книге "Тульские тетради (сочинение длиною в жизнь)" Георгий Готтесман: «Матильда»! Старшее поколение туляков прекрасно помнит кафе на Центральном стадионе недалеко от велотрека и футбольного поля и почти по соседству с тюрьмой. В нём, состоявшем из алюминиевого каркаса с большим, местами провисшим, выгоревшим брезентовым тентом, почти постоянно торговали разливным пивом далее

 

Курский (Московский) вокзал

1912 год. Курский вокзал. Открытка издателя М.А. КампеляКурский (ныне Московский) вокзал являлся главным сооружением станции Тула 1 Московско-Курской железной дороги. Ее создание началось в 1865 году. Строительство железной дороги осуществлялось местными крестьянами и солдатами штрафных частей. Большая часть работ выполнялась вручную. В 1866 году началась прокладка железнодорожных путей в Туле, была построена железнодорожная станция Тула. Она находилась на окраине города недалеко от крупного села Мясново, позднее вошедшего в состав города.В 1867 году по построенной дороге в Тулу прибыл первый пассажирский поезд из Серпухова, а августе 1868 пассажирские поезда отправились из Тулы в Орел. Вначале в сутки отправляли две пары поездов. далее

Поселок Новая Тула. История с 1935 по 1960 годы.

Здесь находился поселок Новая Тула. Фрагмент карты Тулы 1977 годаВ 30-х годах прошлого века в СССР началась индустриализация страны. В Туле началось бурное промышленное строительство. 25 февраля 1931 года Советом народных комиссаров СССР принято решение о строительстве в Туле Новотульского металлургического завода. В мае определились с местом , где будет построен завод – в районе деревни Топтыково за рекой Упой. 1 мая 1931 года начато строительство завода, построен железобетонный мост через реку Упу, к месту строительства подведена железная дорога. В 1933 год на строительстве работали 23400 человек.

Одновременно со строительством завода, строятся поселки для строителей и рабочих завода. Первые бараки и землянки были построены около деревень Никитино, Топтыково, Криволучье. Строили из досок, фанеры, глины, из любых строительных отходов. Вдоль улиц были проложены деревянные настилы – тротуары далее

Здания, которых больше нет. Старые торговые ряды

Около 1909 года. Вид на Старые ряды с колокольни Успенского собора кремля.Старые торговые ряды (Гостиный двор). Они были построены в 1780 году (57 каменных и 600 деревянных лавок). После пожара 1834 года Гостиный двор был отстроен вновь в камне. Он представлял собой длинное здание, тянувшееся от Казанской церкви к церкви Воздвиженской параллельно стене кремля. Оно состояло из 6 галерей лавок, располагавшихся перпендикулярно кремлевской стене. По фасаду галереи были соединены проходами и с главного фасада представляли собой единое здание. Название Старых рядов или Старых Гостиных рядов оно получило в самом конце XIX в. после строительства Новых торговых рядов на Посольской улице. Старые ряды были своеобразной достопримечательностью города. Туляки в конце XVIII - начале XIX века далее

Подписка на новости

Форма входа