Тула ушедшего века

Подписка на новости

Памятные места

Тульские предприниматели — в названиях городских объектов

1912 год. Булочная И. М. Филиппова на ул. ПосольскойТула известна как «оружейная и самоварная столица», но в её старой топонимии в большей степени отразилось купеческо-мещанское и «промышленное» сословие. Хорошо известны металлозаводчики, самоварщики, благотворители и меценаты Демидовы, Лугинины, Баташовы и Баташёвы, Гольтяковы, Зайковы, Лялины, Васильковы, Ливенцовы, Ваныкины. Почти все имена остались в виде названий улиц, переулков, магазинов, садов, аптек, мостов — официально признанные названия вплоть до адресов, и просторечные. Последние дожили до 1980-х (Васильковский мост,  подробнее

 

Летнее кафе "Лужники" или "Матильда"

1963 год. Так выглядело летнее кафе в первые годы существования. Фото из архива Е. ГуденчукПоявление на стадионе "Труд" (ныне "Арсенал") летнего кафе относится к периоду реконструкции стадиона 1958-59 годов. Кафе было открытым, с легким навесом-крышей, под которой летали и чирикали стаи воробьев. В 1960-70 годы это место славилось свежим пивом, которое завозилось сюда прямиком с пивкомбината. Кафе в то время имело и неофициальное название - "Матильда". Вот как описывает летнее кафе в своей книге "Тульские тетради (сочинение длиною в жизнь)" Георгий Готтесман: «Матильда»! Старшее поколение туляков прекрасно помнит кафе на Центральном стадионе недалеко от велотрека и футбольного поля и почти по соседству с тюрьмой. В нём, состоявшем из алюминиевого каркаса с большим, местами провисшим, выгоревшим брезентовым тентом, почти постоянно торговали разливным пивом далее

 

Курский (Московский) вокзал

1912 год. Курский вокзал. Открытка издателя М.А. КампеляКурский (ныне Московский) вокзал являлся главным сооружением станции Тула 1 Московско-Курской железной дороги. Ее создание началось в 1865 году. Строительство железной дороги осуществлялось местными крестьянами и солдатами штрафных частей. Большая часть работ выполнялась вручную. В 1866 году началась прокладка железнодорожных путей в Туле, была построена железнодорожная станция Тула. Она находилась на окраине города недалеко от крупного села Мясново, позднее вошедшего в состав города.В 1867 году по построенной дороге в Тулу прибыл первый пассажирский поезд из Серпухова, а августе 1868 пассажирские поезда отправились из Тулы в Орел. Вначале в сутки отправляли две пары поездов. далее

Поселок Новая Тула. История с 1935 по 1960 годы.

Здесь находился поселок Новая Тула. Фрагмент карты Тулы 1977 годаВ 30-х годах прошлого века в СССР началась индустриализация страны. В Туле началось бурное промышленное строительство. 25 февраля 1931 года Советом народных комиссаров СССР принято решение о строительстве в Туле Новотульского металлургического завода. В мае определились с местом , где будет построен завод – в районе деревни Топтыково за рекой Упой. 1 мая 1931 года начато строительство завода, построен железобетонный мост через реку Упу, к месту строительства подведена железная дорога. В 1933 год на строительстве работали 23400 человек.

Одновременно со строительством завода, строятся поселки для строителей и рабочих завода. Первые бараки и землянки были построены около деревень Никитино, Топтыково, Криволучье. Строили из досок, фанеры, глины, из любых строительных отходов. Вдоль улиц были проложены деревянные настилы – тротуары далее

Здания, которых больше нет. Старые торговые ряды

Около 1909 года. Вид на Старые ряды с колокольни Успенского собора кремля.Старые торговые ряды (Гостиный двор). Они были построены в 1780 году (57 каменных и 600 деревянных лавок). После пожара 1834 года Гостиный двор был отстроен вновь в камне. Он представлял собой длинное здание, тянувшееся от Казанской церкви к церкви Воздвиженской параллельно стене кремля. Оно состояло из 6 галерей лавок, располагавшихся перпендикулярно кремлевской стене. По фасаду галереи были соединены проходами и с главного фасада представляли собой единое здание. Название Старых рядов или Старых Гостиных рядов оно получило в самом конце XIX в. после строительства Новых торговых рядов на Посольской улице. Старые ряды были своеобразной достопримечательностью города. Туляки в конце XVIII - начале XIX века далее

Ворота усадьбы Ливенцевых в Денисовском переулке

Так выглядели ворота в 1903 году. С открытки изд. Н.В. ЮдинаИ особняк, принадлежавший купцам Ливенцевым, и парадные въездные ворота в их усадьбу были построены в конце 1750-х – 1760-х гг. в стиле позднего барокко. Позже усадьба принадлежала купцам Ломовым, поэтому и переулок, и ворота нередко называли Ломовскими, по их фамилии.

В пышном убранстве и формах ворот использован чуть ли не весь арсенал позднего барокко: разорванные фронтоны, декоративные вазы, решетки с розами… Богато декорированные пилястры (плоские выступы) делят композицию на три изогнутых в плане поля: в центре находится главная въездная арка, в боковых полях – калитки. читать дальше

Поселок Косая Гора: от деревни до районного центра.

ДК Металлургов в поселке Косая ГораCвоим рождением поселок Косая Гора обязан металлургическому заводу. Крупный промышленный гигант, построенный бельгийским акционерным обществом в 1896-1897 гг., превратил захудалую деревеньку Слободку в рабочий поселок. Первые дома и бараки там появились еще в конце XIX века. 

А название будущий поселок получил, вероятно, благодаря тому, что расположился на косом склоне подробнее см. фото Косой Горы 1960-х

Главная елка Тулы в Пионерском сквере

В Пионерском сквереУстановка новогодних или рождественских елок в публичных местах в России имеет недолгую историю. Первые елки в общественных местах стали появляться лишь во второй половине ХIХ века. Русская Православная Церковь не приветствовала установление елки дома у православных, а также в гимназиях и других учебных заведениях, хотя это дерево и считалось рождественским и украшалось восьмиконечной Вифлеемской звездой.

 В Туле в ХIХ – начале ХХ вв. лишь в домах католиков и лютеран устанавливали рождественские елки. Ставили их обычно на специальную подставку – крест, украшений было немного. В основном это были стеклянные бусы и игрушки, привезенные из Германии. Рядом с елкой клали рождественские подарки: игрушки, коробки с настольными играми и конфетами.

Одежда туляков в 1950-е годы ХХ века

1950-е паркПятидесятые годы ХХ века - особый период в жизни советского народа. В небольшом  с исторической точки зрения  отрезке времени  (одно десятилетие!) в обществе произошли большие изменения, переход от сталинского тоталитаризма к относительной свободе хрущевской оттепели. Некоторое ослабление идеологического давления в обществе привело  к довольно заметным изменениям, прежде всего в повседневной жизни

Пионерский лагерь "Кировец"

П/л Пионерский лагерь «Кировец» был построен в 1937 году в поселке Хомяково, рядом с ж/д станцией. В нем отдыхали дети рабочих Тульского Патронного завода им. С.М. Кирова. Анна Николаевна Захарова, работавшая в «Кировце» в 1948 по 1984 год (с небольшим перерывом), прошла путь от простой пионервожатой до начальника лагеря. К сожалению, ее уже нет в живых, но сохранился альбом о жизни «Кировца», фотографиями из которого поделился с нами ее сын, Вадим. На них видно, как изменялся пионерский лагерь

 

Подписка на новости

Форма входа