Тула ушедшего века

Подписка на новости

Памятные места

Криволучье не предлагать

КриволучьеКриволучье из-за своей отдаленности от центра города уже давно попало в черный список риэлтеров. В объявлениях по обмену жилой площади нередко можно прочитать: «Криволучье не предлагать». Действительно, чтобы добраться до этого района, нужно затратить определенное время. Для начала надо уточнить, что собственно является Криволучьем в своем изначальном понятии. Для этого возьмем книгу А. Шевчука «Пролетарский район», изданную в 1996 году, и прочитаем: «Понятие Криволучье составляют сразу три довольно древних образования к юго-востоку от Чулкова. Образования назывались так: Большое Криволучье – находилось на самом восточном изгибе Упы, там, где сейчас станция; Малое Криволучье – чуть южнее по пойме; и Криволуцкие Выселки или деревня Криволучье, отнесенная ближе к Мостову Верху, туда, где в Упу впадает Бежка. Вероятно, нет надобности объяснять вам происхождение названия трех поселений. Резкий изгиб Упы сам обо всем говорит…»

 

В 1931 году правительством СССР принято решение о строительстве под Тулой металлургического завода. В это же время для рабочих, строящих это предприятие, поблизости стали возводить жилые поселки. Один из них расположился между улицей Кутузова и железнодорожными путями. Его назвали Соцгородок НТМЗ. После войны поселок разросся и получился компактный населенный пункт, ограниченный нынешними улицами Волкова, Кутузова, Театральным переулком и Приупской. Тогда появились ДК металлургов с прилегающим к нему парком, клуб строителей, стадион, школы, музыкальная школа, больницы и другие объекты соцкультбыта. Таким образом, район был полностью автономен от Тулы, до которой было 4 км. Ну как бы город в городе. Особо надо сказать об архитектурном решении Криволучья. Центральная улица района – Металлургов, которая в прежние годы начиналась от ул. Доватора и тянулась до ул. Волкова, – застроена как единый ансамбль. Она делит район как бы напополам и от нее перпендикулярно отходят другие улицы, которые, если посмотреть на карте, образуют практически ровные квадраты кварталов. 

Очень красиво Криволучье весной, когда еще не распустились листья и много солнца. Тогда можно разглядеть дома главной улицы района. В их оформлении есть и колоннады, и арки, и лепные украшения на фасадах, и даже вазоны на крышах. В некоторых дворах были установлены фонтаны и гипсовые скульптуры. Нигде в городе таких домов, как в Криволучье, больше нет. Однако транспортное сообщение поселка металлургов с городом в прежние годы оставляло желать лучшего. Поезда на станции «Криволучье» останавливались нечасто. Одноколейный с разъездами трамвай, открытый в 1939 году, проблему перевозки пассажиров в Тулу и обратно полностью не решал. А автобус пришел в поселок лишь в 1950-е годы. По-настоящему жители Криволучья вздохнули только в 1967 году, когда была открыта двухколейная трамвайная линия. Со временем благодаря активному жилищному строительству 1960-х–1970-х годов пустыри, отделяющие Криволучье от Чулково, исчезли. Поселок новотульских металлургов стал составной частью Пролетарского района оружейной столицы. 

Теперь Криволучьем называют всю территорию от места соединения улиц Ложевой и Металлургов до трамвайного кольца у Театрального переулка. Но это не совсем верно. Возникший между Криволучьем и Чулково новый жилой массив – это все-таки нечто другое, но не поселок металлургов. Хотя можно конечно и считать, что район Криволучья просто-напросто раздвинул свои границы и соединился с городом. У посетителей сайта есть уникальная возможность совершить путешествие во времени и побывать в поселке НТМЗ 1950-х–1960-х годов. Смотря на эти фото, можно подумать, что находишься в другом городе – так разительно отличалось Криволучье от всей остальной Тулы тех лет.  Благодарю известного тульского краеведа Наталию Николаевну Кириленко за ценные сведения об истории возникновения поселка Новотульских металлургов.

                                                                                                     Владимир Щербаков. 

см. фото Криволучья прежних лет 

Читать еще

Подписка на новости

Форма входа