Тула ушедшего века

Подписка на новости

Новости

Дом по пр. Ленина, 67

Вид на здание в первые годы после постройки. 1930-е годы«Дом №67, стоящий на углу проспекта Ленина и улицы Первомайской, безусловно, знаком каждому туляку. Выстроенный в далеком 1930 году по проекту тульского архитектора Леонида Владимировича Дункеля (1883-1961), он официально именовался «высотным домом в Туле» и единственный имел пять этажей. Интересна архитектура здания - это постконструктивизм. Конструктивистские решения здесь совмещены с элементами сталинского ампира (псевдоколонны на полукруглом фасаде).

За этим строением город практически заканчивался – дальше были лишь водокачка, двухэтажное здание милиции и несколько старых деревянных домишек.

В квартирах, помимо больших светлых комнат для хозяев, были крошечные светелки для прислуги, расположенные между кухней и ванной комнатой. В то время здесь уже имелись отдельные ванные комнаты с чугунными колонками, в которых грели воду, как в печи, на дровах. 

До войны на первом этаже был еще и детский сад на сто мест, в котором воспитывались малыши и этого элитного дома, и двух соседних, прозванных «красными», где в огромных коммуналках жил народ попроще.

До девяностых годов прошлого века в доме №67 располагались молочный магазин и кафетерий. подробнее

По Станционной до поселка металлургов

Епифанское шоссе (ныне ул. Приупская) в районе нынешнего трамвайного депо. Вдалеке - трамвай № 9 направляется в Криволучье по одноколейной линии. 1950-е годы.В 1960-е–1970-е годы, когда в Туле с главных улиц городскую электричку вытесняли, в Криволучье было наоборот. Там трамвайные пути, проходившие по узкой улице Приупской, были перенесены на главную магистраль Новотульского микрорайона – улицу Металлургов. Более того, для трамвая была выделена специальная обособленная полоса движения. Вообще же криволученская линия трамвая ведет свою историю с конца 1930-х годов, когда по улицам Плеханова и Станционной (ныне – улица Приупская) была открыта однопутная линия с разъездами, как на Косую Гору. В 1935 году была введена в строй первая домна Новотульского металлургического завода (НТМЗ), и поэтому быстро растущий поселок, в котором жили рабочие предприятия, стал нуждаться в надежном сообщении с городом, до которого было четыре километра. Ранее на территории нового района стояла деревушка Криволучье. Она получила свое название, вероятно, потому, что протекающая здесь река Упа образует крутую излучину. В пре­жние времена деревню окружали пустыри и непролазные топи. Теперь – это один из красивейших районов города. подробнее

Жизнь Подьячья... (Записки старого краеведа)


Обложка книги «Жизнь Подьячья... (Записки старого краеведа)»В серии "Тула ушедшего века" вышла новая книга - «Жизнь Подьячья... (Записки старого краеведа)». Алексей Алексеевич Камоликов - культовый человек в тульском краеведении. Иными словами - он широко известен в узких кругах. Живя по принципу "где родился - там и сгодился", Камоликов уже полвека исследует старую Тулу с окрестностями, много пишет и работает "на ландшафте". Его статьи и очерки популярны и востребованы. Многие из них впервые собраны под этой обложкой и проиллюстрированы. Перед вами - книга для семейного чтения. В ней мы встретимся с увлекательными рассказами о птичьей охоте, истории тульского водопровода, конного и автомобильного транспорта,  певце Н.Н. Фигнере, местных купцах, городских наводнениях, некрополях и о многом другом. Подготовка текста, набор, вступительные статьи М.В. Майорова.  Формат книги - А5, мягкий перплет, 276 страниц. Купить книгу можно как всегда в офисе типографии "Борус", и в магазинчике нашего сайта.

Капризы погоды в XIX веке

Вид Киевской улицы. С гравюры художника Шамота 1870-е годыБесснежное и теплое начало нынешней зимы наводило на мысли о глобальном изменении климата и грядущем "мировом потопе". Однако стоит иногда почитать старые газеты, чтобы убедиться в том, что природные катаклизмы происходили и 150 лет назад. В этом нам помогут материалы нашего постоянного автора - Наталии Кириленко:

Морозная осень

155 лет назад, в 1862 году, на долю туляков выпало серьезное погодное испытание, имевшее печальные экономические и социальные последствия.

22 декабря 1862 года (3 января 1863 года по новому стилю) «Тульские губернские ведомости» сообщали: «Более двух месяцев, как у нас продолжались сильнейшие морозы, доходившие до минус 30 далее

С Новым 2018 годом!

1956 год. Новогодний утренникДорогие подписчики нашей страницы, и друзья проекта! Поздравляем вас с Новым 2018 годом! Желаем в наступающем году много здоровья, тепла, улыбок, больших и маленьких радостей! Спасибо что вы с нами! Изучение истории родного города - это увлекательное занятие, которое мы продолжим в новом году! Как всегда, обещаем вам много нового - фото, воспоминания, книги и альбомы. Планов и находок много, и мы будем радовать вас этими материалами! Для новогоднего настроения предлагаем посмотреть новогодние снимки разных лет

Первый тульский аэродром

26 января 1924 года. Немецкий «Фоккер», совершивший вынужденную посадку в ТулеПервый аэродром в Туле находился на территории нынешнего Белоусовского парка, а точнее в южной его части, примерно между аллеей, ведущей от ул. Жаворонкова и аллеей, ведущей от площади Искусств. На этом месте в XIX - начале XX века располагался беговой круг, или ипподром. Первый полет здесь состоялся 8 сентября 1910 года. Огромная толпа собралась в тот день, чтобы посмотреть полет известного русского летчика Россинского на аэроплане "Блерио". Около пяти часов вечера Россинский "сел на аппарат, попробовал рычаги, запусти мотор, и помощник запустил пропеллер. Аппарат бежал по земле секунды 3-4 и под гром аплодисментов взлетел на высоту в 40 аршин. Россинский хотел повернуть в воздухе машину, но почему-то отказал руль, и аппарат упал на землю, закрывшись левым крылом. Летчик жив, сломаны крылья, пропеллер и шасси. Увидев, что аэроплан падает, тысячная толпа со свистом и гиканьем кинулась со своих мест, ломая целые пролеты забора. Возбужденная неудачным полетом, публика затем ринулась к остановке конки далее

Орлы на заставах

   Киевская застава и шоссе. Вид из города. С открытки изательства К.П.       Издавна на подступах к городу строились небольшие крепости с военным гарнизоном, называемые заставами.  Цель их возведения - затруднить продвижение  неприятеля внутрь страны по проложенной дороге. Уже в XVII веке  застава потеряла свое первоначальное значение. В XVIII веке заставой стали называть  сторожевой пост при въезде в город. В Толковом словаре В.Даля застава определяется как  «заграда на дорогах и въездах, для временной задержки, опроса, осмотра проезжих, для взиманияпошлин и пр.» В Туле таких застав было три: одна при въезде в город по Воронежской (Оборонной) улице, вторая при въезде в город с южной стороны, на пересечении улиц Киевской и Мотякинской (пр. Ленина и ул. Л.Толстого) и третья при въезде в город с северной стороны – в начале ул. Миллионной (Московской).

По регулярному плану 1779 года заставы обозначали четкие границы города, играя роль контрольно-пропускных пунктов.  На заставах  имелись караульные помещения, а проезд запирался обычно шлагбаумом. далее

Тула на старой открытке (издание 3-е, дополненное)

Внешний вид новой книгиПервое издание альбома «Тула на старой открытке» увидело свет в декабре 2012 года. Эта книга, основанная на коллекции старых почтовых карточек с видами города Тулы, имела большой успех, получила массу благожелательных отзывов, и была переиздана в 2014 году Администрацией города Тулы тиражом 600 экземпляров. Во втором издании были исправлены неточности и опечатки, кроме того, альбом получил новую обложку.

Третье издание вышло в дополненном виде. За пять прошедших с момента выпуска книги лет было обнаружено несколько редчайших фотографий дореволюционной Тулы,  которые вы найдете в приложении «Редкие фотографии». Жемчужиной этого издания стали уникальных 24 снимка Тулы 1887 года из коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге. Кроме того, существенно увеличилась глава «Туляки. Одежда и быт», дополненная краеведом Владимиром Евгеньевичем Шариковым, работавшим и над первым изданием «Тулы на старой открытке». Иллюстративный ряд для этой статьи составили оригинальные кабинетные фото из коллекции проекта «Тула ушедшего века» Купить новое издание можно в типографии "Борус" (ул. Сойфера, 6, 2-й этаж), на нашем сайте в разделе "магазинчик" и в книжных магазинах Тулы

Здание противотуберкулёзного диспансера (ул. Мосина, 25)

Около 1900 года. Николаевский приют. С открытки неизвестного издателяИстория здания, расположенного по адресу ул. Мосина, 25, до недавнего времени занимаемого Тульским областным противотуберкулёзным диспансером, по всей видимости, началась во второй половине XVIII века до утверждения первого регулярного плана губернского города Тулы в 1779 году. Об этом говорит то, что самая старая часть здания с массивным центральным ризалитом стоит в глубине участка и под углом к красной линии улицы Мосина.

Первым известным владельцем этого здания был тульский купец Пётр Иванович Бельский, у наследниц которого – вдовы Елизаветы Ивановны Бельской и дочерей - чиновницы Александры Петровны Доброводской, купеческой жены Марии Петровны Добрынинной и жены московского купеческого сына Авдотьи Петровны Наставиной, 17 марта 1842 года было куплено тульским купцом подробнее

Кинотеатр "Комсомольский"

Кинотеатр «Комсомольский» в мае 1970 года. Фото В. СумароковаКинотеатр "Комсомольский" был открыт 23 августа 1956 показом картины "Весна" с Фаиной Раневской и Любовью Орловой. Зал "Комсомольского" был рассчитан на 400 мест. Помимо кинозала в кинотеатре имелась эстрада для концертов и читальный зал. Построенный на северной окраине послевоенной Тулы, "Комсомольский" был значительным центром культурной жизни этой части города. Здание кинотеатра было типичным образцом сталинской архитектуры. Как и во всех советских кинотеатрах, для детей в "Комсомольском" проходили утренние сеансы мультфильмов и детских кинолент с ценой билета 10 копеек, проходили мероприятия для школьников во время каникул. В кризисное время для всего российского кинопроката - 1990-е годы, кинотеатр был закрыт. Долгое время его украшали рекламные баннеры, затем баннер-занавеска, стыдливо прикрывавшая обветшавший фасад. Здание, призванное быть очагом культуры, невозможно было приспособить под коммерческое использование. подробнее

Подписка на новости

Форма входа