Из истории Тульского реального училища
В этом году исполняется 140 лет со дня учреждения в г. Туле реального училища – одного из немногих дореволюционных средних учебных заведений нашего города. Попробуем определить значение Тульского реального училища для среднего образования в нашем городе в конце XIX - начале XX века.В связи с развитием промышленности и бумом железнодорожного строительства в России в пореформенные годы 2-й половины XIX века возникла необходимость подготовки значительного числа инженерно-технических работников. Решить эту задачу можно было через систему реального образования, где, в отличие от классического образования, упор делался на изучение предметов физико-математического и естественнонаучного циклов, современных языков вместо древних. В 1864 году в России стали открываться реальные гимназии, в 1872 году преобразованные в реальные училища. Также реальное образование давали коммерческие училища и военные гимназии. Выпускники реальных училищ были ограничены в правах по сравнению с выпускниками классических гимназий. Они не имели права поступать в университеты, только в технические высшие учебные заведения. В начале XX века права выпускников реальных училищ были расширены на физико-математические и медицинские факультеты университетов. Губернский город Тула – крупный промышленный центр – прежде всех нуждался в реальном среднем учебном заведении, что прекрасно осознавали в передовых кругах тульского земства.
17 ноября 1873 года группа гласных тульского губернского земского собрания: И. Левицкий, Н. Добрынин, М. Философов, барон А. Дельвиг и А. Тропченинов подали заявление IX губернскому земскому собранию о необходимости учреждения в г. Туле реального училища. Собрание решило ходатайствовать об этом перед правительством.
В июне 1874 года тульская губернская земская управа поставила перед собранием вопрос о приобретении для нужд будущего училища двухэтажного каменного дома с надворными постройками и садом у госпожи Волковой на углу Томилинской (ныне Красноармейский проспект) и Петропавловской (ныне ул. Ленина) улиц. Собрание разрешило управе совершить указанную сделку.
Первым директором Тульского реального училища был назначен статский советник П. Ладовский. Он сразу отметил неудобство приобретённого здания для учебного заведения и поставил вопрос о его реконструкции или строительстве нового. Решение этого вопроса растянулось на три с половиной десятка лет.
Круг изучаемых предметов в реальном училище был довольно широк: русский, немецкий и французский языки, арифметика, алгебра, геометрия и тригонометрия, физика, химия, естественная история, чистописание, каллиграфия, рисование и черчение, история и законоведение. Не забыли и Закон Божий. Для получения среднего образования было достаточно окончить шесть классов реального училища, те, кто хотел продолжить учёбу в высших учебных заведениях, переходили в седьмой класс.
На 1 января 1876 года в трёх классах училища обучались 89 мальчиков, главным образом (более 93%) это были дети купцов и прочих горожан (рабочих, кустарей, торговцев) – 42, а также дворян и чиновников – 41 человек. Выходцев из самого многочисленного в России крестьянского сословия было всего трое.3 Учеников реального училища называли «реалистами».
В 1880 году почётным попечителем реального училища был отставной поручик артиллерии, граф Лев Николаевич Толстой, директором училища – коллежский советник Сергей Николаевич Зернов, инспектором – учитель химии, физики и естественной истории Пётр Александрович Козлов.
С 1882 по 1910 год учителем истории и географии в училище служил историк-краевед, историограф тульского края Николай Емельянович Северный (1837 – не ранее 1919).
С 1 сентября 1889 по 1894 год штатным врачом реального училища был Викентий Игнатьевич Смидович – отец знаменитого писателя.
16 сентября 1900 года тульскому реальному училищу исполнилось 25 лет. В этот день в училище был проведён благодарственный молебен, и состоялось торжественное собрание. На следующий день ученикам в колонном зале дворянского собрания был устроен вечер, который посетил тульский губернатор тайный советник В.К. Шлиппе.
На 1 января 1901 года в училище обучались 343 мальчика, по-прежнему большинство из них составляли дети купцов и мещан – 52%, дворян и чиновников – 31%, доля крестьянских детей за четверть века увеличилась с 3 до 16% .
В училище были созданы духовой и балалаечный ученические оркестры, проводились дополнительные занятия по фехтованию и танцам. Несколько раз в году устраивались вечера, где ставились пьесы русских классиков и исполнялись музыкальные произведения. На танцы приглашались родители реалистов, ученики и ученицы других средних учебных заведений города.
Организатором экскурсий, как новой формы внеурочной деятельности, выступил учитель естествоведения Константин Семёнович Дубенский. Это были экскурсии в Щегловскую засеку, Петровский парк, на Судаковский доменный завод.
Поступательное развитие образования в России нарушила Первая мировая война, а затем – революция. Пришедшие к власти большевики начали реформу образования, направленную на полный слом прежней системы и
построение принципиально новой. Изменения коснулись всех без исключения сторон школьной жизни. В ходе этой реформы в ноябре 1918 года тульское реальное училище было преобразовано в 4-ю советскую трудовую школу II ступени. Это время описал в автобиографической повести «Конец старой школы» ныне основательно подзабытый советский писатель, сын провизора одной из тульских аптек Николай Яковлевич Москвин (Воробьёв) (1900 – 1968), учившийся в 1912 – 1919 годах в Тульском реальном училище, а затем в советской школе, открытой на его базе. Эта повесть под названием «Гибель реального» была им написана в 1929 – 1930 годах, впоследствии была переработана автором и изменила своё название. На страницах повести автор дал характеристику почти всех средних учебных заведений дореволюционной Тулы, подробно описал годы своей учёбы в реальном училище и время больших перемен, заставших автора и его ровесников за школьной партой.«Плавно, на сухих крепких ногах идёт человек к кафедре. Маленькая, по-птичьи худощавая, седеющая голова кивает классу. Тридцать два садятся за парты так тихо, будто на подушки. На класс, не мигая смотрят круглые и большие, как у крупной птицы глаза. Орлиный нос, прямая, словно зачеркивающая черта бровей».16Перед нами описание директора реального училища Всеволода Корниловича из указанной повести, прототипом которого стал Константин Васильевич Немыцкий. Насколько оно соответствовало действительности, читатель может решить сам, посмотрев на фотографию директора.
На страницах повести нам встречается «седой инспектор Оскар Оскарович», ставший заведующим советской школой – Ричард Ричардович Вихерт, и другие преподаватели училища тоже под вымышленными именами. Многие, даже мелкие, детали из истории реального училища в воспоминаниях Михаила Андреевича Соколова и повести Николая Яковлевича Москвина совпадают, но у Москвина директор реального училища в силу субъективного отношения или объективных конъюнктурных причин – персонаж отрицательный, его судьба после событий февраля 1917 года является вымышленной, об аресте директора – ни слова.
Начавшаяся 140 лет назад история Тульского реального училища закончилась в 1918 году. В настоящее время в бывшем здании училища находится арбитражный суд Тульской области.Константин Струков
P.S. В советский период здание реального училища размещались: Рабфак, Механический институт, 20 средняя школа, Сельскохозяйственный техникум, Арбитражный суд Тульской области.