Тула ушедшего века

Подписка на новости

Улицы Тулы

Проспект Ленина (бывшая Киевская, Коммунаров)

1879 год. Киевская улица. Гравюра С.Л. ШамотаПроспект Ленина - главная магистраль Тулы, ее лицо и визитная карточка. Здесь в разные исторические эпохи всегда находились самые важные для города и губернии государственные учреждения, крупнейшие магазины, банки, самые большие и красивые частные дома. 
Эта улица Тулы неоднократно меняла свои названия, в которых, по сути, отражались все эпохи в жизни страны. В XVI-XVII веках она называлась Крапивенской, переходя за пределами города в большую Крапивенскую дорогу, по которой совершали набеги на Тулу крымские татары. С XVIII века улица называлась Киевская. С 1918 года Киевская стала называться улицей 1887 год. Первое известное фото Киевской. Фото А.-фон СвейковскогоКоммунаров, а с 1963 - проспектом Ленина.

В 1851 году на Киевской появились фонари. Сначала она освещалась спиртовыми, а с 1860-х годов - керосиновыми фонарями. В 1904 году здесь было устроено электрическое освещение. В 1893 году в некоторых зданиях по улице Киевской был проведен водопровод. В 1888 году по улице прошла конная железная дорога. В 1924 году по улице началось автобусное движение, а с 1927 года - трамвайное.

Около 1910 года. Улица Киевская от кремля. На переднем плане справа - дом Ермолаевых-ЗверевыхВ своем нынешнем виде улица была создана по генеральному плану Тулы 1779 года. До этого времени она проходила несколько правее своего современного расположения. В конце XVIII - начале XIX века улица Киевская заканчивалась Киевской заставой, которая находилась в районе пересечения с улицей Мотякинской (ныне улица Льва Толстого). В 1970-1980-х годах, при строительстве Дома Советов (ныне здание правительства Тульской области) был полностью снесен первый квартал улицы от улицы Менделеевской до улицы Советской.

Около 1910 года. Дом Ливенцевых. С открытки издательства КПСамым выдающимся строением снесенного квартала являлся дом купцов Ермолаевых-Зверевых, располагавшийся на четной стороне улицы у соединения с улицей Менделеевской. Дом был построен в 1905-1909 годах и являлся завечательным образцом модерна в тульской архитектуре.

От улицы Посольской (ныне ул. Советская) начинался второй квартал Киевской улицы, где также располагалось множество магазинов, мастерских, гостиницы, кинотеатры. Дома В.А. Матвеева, П.А. Авчинниковой, К.И. Платонова, А.Ф. Платонова, М.Ф. Добрыниной, А.А. Ливенцевой, Московского учетного банка являлись настоящими торговыми центрами. 1912 год. Киевская застава. С открытки издателя М.А. КампеляЗдесь же были самые известные тульские гостиницы Добрыниных и Н.Э. Чайкина. "Нашим тульским Кузнецким мостом, нашей Тверской" называл эту часть Киевской улицы тульский историк Н.Ф. Андреев

Одним из самых интересных являлся дом братьев В.И. и Н.И. Ливенцевых, который находился на четной стороне улицы на углу с улицей Посольской. В XIX - начале XX века в доме располагалась контора дилижансов, почтовая станция, продовольственный магазин Торгового дома братьев Ливенцевых, другие магазины. Это место имеет у туляков особое название - Пьяный угол

Современный дом 67 в первые годы после постройкиТретий и четвертый кварталы улицы Киевской  от улицы Площадной (ныне улица Каминского) и до улицы Гоголевской можно назвать административными. Здесь находились Казенная палата, Тульский окружной суд, городское правление, городское полицейское управление, Тульское отделение Госбанка России, Губернское дворянское собрание и Дворянский клуб. Любимым местом отдыха туляков стал расположенный здесь Пушкинский (Детский) сад.

Заканчивалась Киевская улица до 1917 года у Киевской заставы, находившейся примерно на нынешнем перекрестке проспекта Ленина и улицы Л. Толстого. В 1930-40-х годах XIX века там появились два каменных обелиска пирамидальной формы, называемые жителями столбами (около 1930 года были снесены). Интересно, что после 1917 года Киевская застава была переименована в Толстовскую, как и часть улицы выше заставы, которая до 1940 годов называлась ул. Толстовская застава.

Наблюдательный человек заметит, что "красная линия" домов по проспекту Ленина выше перекрестка с ул. Первомайской смещена влево. Этот зигзаг связан с прокладкой трамвайной линии в 1927 году. Эта часть улицы в те годы считалась загородным шоссе и трамвайная линия была уложена рядом с проезжей частью для безопасности движения.

Главная улица Тулы получила свое дальнейшее развитие в 1930-е годы. В 1930 году на перекрестке с Первомайской появился дом-гигант с полукруглым фасадом, украшенным псевдоколоннами (современный адрес пр. Ленина, 67), спроектированный тульским архитектором Леонидом Дункелем. Этот дом задал архитектурный стиль всего квартала. До конца 1940-х было построено несколько домов по четной стороне ул. Коммунаров (современные дома 64,66,68) в новом архитектурном стиле - сталинском классицизме, ставшем приоритетным в 1940-50-е годы.

В послевоенные годы на главной магистрали Тулы было возведено много красивейших зданий. Особенно стоит выделить архитектурный ансамбль перекрестка пр. Ленина и ул. Первомайской, сформированный к 1956 году: Дом с башенкой на Первомайской (№ 62 по проспекту Ленина, 1952 года постройки) и дома-близнецы 60, 63. Архитектор этих домов - И. Грызлов.

 

Читать еще

Подписка на новости

Форма входа