Тула ушедшего века

Подписка на новости

Что бывало

Мозаичные панно на тульских хрущевках

Мозаика на тему покорения космоса. ул. Ложевая, 129В 1960-е годы на панелях пятиэтажных домов в нашем городе стали появляться мозаичные панно на тему пропаганды социалистического строительства, космоса, науки и образования (с изображением МГУ). Все они созданы в конце 1960-х годов на хрущевках серии 1-335АТ (тульская). Панели для них производились на двух заводах — алексинском ЖБИ и ЗКД (Завод крупных деталей). Районами, где первыми стали возводить данные дома, стал Пролетарский (ул. Мичурина/Ложевая) и Советский (ул. Халтурина). Сегодня эти мозаики, знакомые многим с детства, потускнели и местами осыпались. Однако эти декоративные элементы являются памятниками советской эпохи и безусловно должны быть сохранены!

см. фото мозаик на хрущевках

Авоськи, они же напраськи

1959 год. Улица Коммунаров в районе современного сквера Тулякам-Героям. Фото Владимира Полюбина. В руках женщины (Веры Михайловны Полюбиной) - авоська.Авоська — сетчатая, сплетённая из суровых нитей хозяйственная сумка, используемая преимущественно для посещения рынков и магазинов. В сложенном виде авоська занимает очень мало места, и поэтому её удобно брать с собою в дамскую сумочку, в портфель или в карман.
Во времена дефицита в СССР люди нередко носили авоську с собой на случай — авось удастся что-то купить (обычно в обеденный перерыв или по дороге с работы домой). Кроме того, в советских магазинах не было полиэтиленовых пакетов для покупок, и сумку нужно было приносить с собой.
Чтобы авоськи было удобнее держать, они иногда выпускались с надетыми на ручки гибкими трубками. Название «авоська» происходит от русского слова «авось» («возможно», «надеюсь, что»). Слово «авоська» существовало уже в начале 1920-х. Графиня Александра Львовна Толстая пишет в 1920-м: "Люди шли по мостовой, таща за собой санки, или несли мешки, сумки, прозванные „авоськами“ — авось что-нибудь раздобудут,— кусочек масла, конины, сухую воблу или селедку".
Существовало также шуточное анти-название авоськи - "напраська"

Фотографические заведения "Триумф" и "Победа"

Фотоотпечаток заведения «Триумф» . 1913 годФотографическое заведение «Триумф» - один из немногих образцов фотокабины-автомата в Туле начала ХХ века. Фотокабины были изобретены в 1888 году и были распространены в мире и в России. Производились они американской компанией “Photomaton” . Фотокабина состояла из двух отсеков, в одном из которых располагался клиент (клиенты), а в другом смонтировано оборудование. Аппаратный отсек содержал погружной фильм-процессор револьверного типа, купюроприемник и осветительные фотовспышки. Съемка велась на обращаемую фотобумагу без промежуточного негатива, благодаря чему время готовности не превышало 3-5 минут. В процессе работы автомата через определенный интервал времени последовательно делалось несколько снимков (чаще всего 4), которые получались в виде серии на полоске фотобумаги. Размер фото составлял 6,5х4 и 4х4 см. подробнее

Стиральная машина "Тула-2"

1962 год. Завод «Штамп». Стиральные машины «Тула-2»Совсем недавно, всего 60 лет назад, наш город славился не только пряниками, самоварами и оружием. В Туле производились вполне конкурентные промышленные товары длительного пользования. На «Туламашзаводе» выпускались мотороллеры и швейные машинки, на Комбайновом заводе – газовые плиты, а на заводе «Штамп» - стиральные машины. О них сегодня и пойдет речь.
В конце 1950-х появилась потребность в автоматизации процесса стирки. В те времена она была связана прежде всего с использованием реле времени. Первой моделью стиральной машины, снабжённой простейшим реле времени (таймером), явилась «Тула-2» (1959 год). Машина была рассчитана на одновременную стирку двух килограммов сухого белья; она снабжалась насосом для удаления стирального раствора и ручными механическими валками для отжима белья. Продолжительность стирки от 1 до 5 минут. далее

Детский сад на ул. Карла Маркса. Начало 1970-х. Воспоминания Руслана Исаева.

С Игорем Дроздовым у старой 25 школыДавно это было, давно. А вот перед глазами все, будто вчера, и люди, и дома, и солнце светит, и звуки машин проезжающих, и  смех в нашем детсаду, запахи лета и шум деревьев на нашей игровой площадке… А прошло почти полвека.  Позвольте поделиться некоторыми эпизодами из того периода, пришедшего на время детсадовского времени.

Детский сад наш находился на улице Карла Маркса. Номер дома не помню, но конечно помню его расположение. Это старый тульский район Чулково, рядом с железной дорогой, лесопосадкой и рекой Упой, которая протекала практически метрах в 200-300 от сада, надо только было перейти жд и лесопосадку.  Главный фасад здания выходил на улицу Карла Маркса, в нескольких метрах от поворота на улицу Кирова.

Это был старинный двухэтажный дом. Первый этаж, где собственно и располагался  сад – кирпичный, стены которого были отштукатурены в светлых тонах. А второй этаж(жилой) – деревянный с отдельным входом. Там проживало несколько семей. Внутренний двор объединял еще два дома, тоже двухэтажных, но деревянных. Как я потом случайно узнал у этого места даже было свое название ( к сожалению не запомнил) и оно имело свою историю. Рядом с этими домами стояли деревянные сараи, а внутри двора была колонка для воды. подробнее

Как Ротницкий детей к Толстому водил

Бюст А.С. Пушкина в Детском саду. 1900-е годы. С открытки И.В. МигуноваХочу рассказать об одном событии, которое навсегда запечатлелось в моей памяти. Летом я и другие ребята иногда уходили в Пушкинский сад на Киевской улице. Там было много зелени. В сад собиралось много людей. Киевская улица, главная в Туле, была шумной, по ней ездила конка, проходило много разного люда, а в саду, кроме нас, детвора с Центрального переулка, хорошо одетые мальчики и девочки, которые катали обруч, играли в мячи, большие, красные с синим, - все это под присмотром нянек и матерей. Часто в сад заходил один молодой человек. На вид ему было около 18-20 лет, красивый, высокий, хорошо одетый: в перелине-крылатке и в шляпе. Лицом он напоминал поэта Надсона. Звали его Ротницкий Лев (Арий - прим.адм.) Давыдович. Был он сын богатых торговцев железом и скобянкой. От скуки или по каким другим причинам, этот Ротницкий часто собирал нас, ребятишек, в возрасте 8-12 лет, заводил с нами беседу, выдумывал какие-нибудь игры или что-нибудь рассказывал нам. подробнее

Всесоюзная велогонка 1956 года. Тульские кадры

На этом фото, сделанном на площади Восстания запечатлен сам Г.А. Липскеров. Он стоит слева около «Победы»Всесоюзная многодневная велогонка по «большому кольцу» Москва - Минск - Киев - Харьков – Москва началась 19 июля 1956 года. Старт прошел в Парке культуры и отдыха имени Горького после чего спортсмены проехали по шоссейным дорогам страны более 2600 км. Гонка финишировала 5-го августа на стадионе в Лужниках, проходила она и через Тулу, где было сделано несколько фото. Фотокорреспондентом соревнования был Георгий Абрамович Липскеров. Он попал на один из снимков, сделанных в Туле.  Георгий Абрамович Липскеров (1896-1977) — советский фотограф и кинодокументалист. Участвовал в Гражданской войне. Свою профессиональную деятельность начал в 1923 году. Работал фотокорреспондентом в «Союзфото», затем в фотохронике ТАСС. Его фотографии печатались в московских периодических изданиях. Наряду с фотографией занимался спортом — был чемпионом Москвы по тройному прыжку, чемпионом страны по гребле, занимался парашютным спортом и лыжами. Липскеров был фоторепортёром армейской газеты «За Родину». далее

Луна-парк в Туле

1975 год. Аттракционы на площади ИскусствВ 1975 году в Тулу впервые приехал чешский Луна-парк из города Оломоуц. Согласно википедии Луна-парк (англ. Luna park) — разновидность парка развлечений, несколько аттракционов, собранных в одном месте. Получил своё название вслед за первым Луна-парком, который был назван по названию корабля, участвовавшего в аттракционе «Полёт на Луну»; корабль был назван «Луна» в честь Луны Данди, сестры одного из создателей парка Элмера Данди
Но вернемся к Туле. Луна-парк приехал на все лето и расположился на площади Искусств перед ДК Профсоюзов. В нем были аттракционы, к которым не привыкли советские люди: комната страха, американские горки, карусели (дракон, ракеты, лебеди, высота которых управлялась седоками), а также нехитрые азартные игры, в которые можно было выиграть приз (тир, кегельбан). Луна-парк привлекал детей лакомствами, а по вечерам сверкал лампочками. Именно там многие впервые попробовали жвачку. Это была чешская "Педро". Казалось, что там собирался весь город. Билеты на аттракционы стоили дороже обычных "парковых", но собирали очереди желающих покататься. Комната страха в том, первом Луна-парке, была довольно убогой: это была просто выставка монстров и бутафорских покойников, по которой люди ходили пешком. подробнее

Из истории уголовно-исполнительной системы Тульской области

Заключенные тульской тюрьмы. Фото начала XX векаОдна из башен Тульского кремля, Никитская, была знаменита в XVI и в XVII веках, так как в нижнем ее «бою» в течении двух веков размещался застенок, тюрьма.   
Там, в цепях, в темноте, в нечистотах держали государевых преступников. И пытали, забивая несчастным железные гвозди под ногти, истязая узников кожаными ремнями-линьками. Самых упорных гнули в три погибели, подвешивая втрое сложенного человека на крепких веревках к потолочному крюку. 

Старейшим из исправительных учреждений Тульской области является Белевский изолятор (ФКУ СИЗО-3), основанный в 1768 году. подробнее

Исчезнувшее искусство

Скульптура «Двое». ФрагментНа протяжении своей истории парк неоднократно украшался разного рода скульптурами и изображениями. Здесь стояли вазоны, урны, «вожди мирового пролетариата», спортсмены, просто фонтаны и фонтаны «с претензией» – возглавленные статуями. Время стёрло одно за другим все эти свои продукты. Но среди них ничто не запомнилось людям так, как эпоха 1970–1980-х с деревянным комплексом на внутренних дорожках. К этим произведениям не раз обращались журналисты, краеведы и самые обычные посетители. Несколько публикаций сохранилось, и благодаря им последующие поколения будут знать, как центральная часть парка выглядела в детстве их родителей.

В 1977 Клара Леоновна Печерская (ныне проживающая в Израиле) напечатала вот такой исторический очерк о создателях уникальной композиции. Самым печальным, конечно, является то, что скульптуры не сохранились, но они увенчали самый спокойный период истории парка и, к счастью, уцелели на фотоснимках. читать

Подписка на новости

Форма входа