Тула ушедшего века

Подписка на новости

Что бывало

Неоновая реклама времен развитого социализма

1967 год. Неоновая вывеска и иллюминация на здании пр. Ленина, 22История появления неоновой рекламы берет начало с 1912 года, когда в Париже появилась первая светящаяся вывеска над маленькой парикмахерской на бульваре Мотмартр. В 1920-е годы неоновая реклама уже освещала города США и Европы. В СССР первое применение газосветной трубки в качестве рекламы произошло в 1931 году. А.Селезнев, инженер-светотехник, изготовил неоновую вывеску "Сад" для московского парка недалеко от Таганской площади. Затем стали появляться неоновые установки для кинотеатров и предприятий общественного питания. А после была война, и в СССР было не до неоновых реклам. С окончанием войны понадобилось определенное время, а именно десять лет для того, чтобы страна встала на ноги и вновь появилась потребность в яркой наружной рекламе. Настоящий бум неоновой рекламы в СССР пришелся на 1960-е годы, когда началось промышленное конвейерное производство неоновых трубок, используемых для изготовления наружной рекламы ("Газосвет" в Ленинграде и заводом газосветной рекламы в Москве). В Тулу неоновая реклама пришла в начале 1960-х годов. Одним из первых светящейся рекламой был оборудован кинотеатр "Космос". Неоновая вывеска появилась и над входом в тульский цирк, который был построен в 1962 году. Массовое использование неоновой рекламы и иллюминации пришлось на 1967 год, когда в Туле и по всей стране праздновалось 50-летие Октябрьской революции. В 1960-е годы газосветные установки появились на бетонных козырьках над магазинами в возведенных пятиэтажках-хрущевках - "Восход" на пр. Ленина, "Спутник" на ул. Октябрьской, "Спорттовары" в стадионном проезде и многих других. подробнее

"К мужу в гости", или одежда тульских крестьянок начала XX века

Около 1903 года. К мужу в гости. С открытки издателя И.В. МигуноваЖены крестьян, работавших на тульских фабриках и заводах, приезжали в город на свидание к мужьям. Острые на язык тулячки  называли их поневницы. В городской среде это слово указывало на бедность, необразованность, забитость, так как именно крестьянское население России  сохранило  традиционные формы одежды не только  из-за приверженности старинным обычаям, но из-за отсутствия средств на фабричные изделия и ткани.

Женская традиционная одежда значительно дольше сохраняла местные черты, чем мужская, быстро освоившая европейские традиции.  При всем единстве женская одежда в России имела свои особенности. Различался северорусский и южнорусский женский костюм. Для северорусского  женского костюма типичным  был сарафан, для южнорусского - понева. Тульская  губерния ближе к южнорусскому типу. Здесь была распространена понева, своеобразная предшественница юбки, состоявшая из двух полотен,  иногда сшиваемых по бокам.  Понёву шили из клетчатой ткани черного, темно – синего, реже красного цвета. В каждой деревне клетки подробнее

Послание брату из Тулы

Лицевая сторона открыткиСегодня мы рассмотрим уникальную фотооткрытку, отправленную из Тулы 6 ноября 1903 года. Ее текст гласит: "Милый мой Миша! Был вчера мой бенефис. За вычетом всех расходов мне осталось 62 рубля, я посылаю тебе два рубля, купи на них что тебе нравится. Очень рад, что ты хорошо учишься. Продолжай в том же духе. Хворать не стоит. А то папа хворает, да ты еще вздумаешь болеть, что же мы, больницу устроим. Целую тебя крепко. Собирай книжки. Целуй маму. Твой (подпись неразб.)" Что мы можем заключить из этого послания? Человек пишет своему брату, его высокоблагородию Михаилу Григорьевичу Кочетовскому, живущему в Москве. Отправитель, по-видимому актер и не бедный человек. подробнее

"Ява", "Стоунз", брюки-клеш

1974 год. Красноармейский проспект. Явист Сергей Куприянов около своего железного коня.Говоря о моде 1970-х годов, нельзя обойти стороной такой феномен молодежной субкультуры, как появление явистов-рокеров. Увлечением мотоциклами в среде молодежи трудно было кого-либо удивить, но рубеж 1960-70-х годов был отмечен появлением культовой марки мотоциклов - чехословацкой "Явы". Этот мотоцикл, а точнее обладание им давало пропуск в среду избранных - рокеров, исповедовавших культ яркой одежды, длинных волос и рискованных гонок на мотоциклах. В этой среде существовал особый сленг: "старуха" - мотоцикл марки "Ява-360", "прялка" - иное двухколесное чудо с мотором. Благодаря нашему читателю Ad Astra и Сергею Куприянову мы можем увидеть несколько редких кадров. Даем слово первоисточнику: "В начале 70-х годов среди простых зареченских пацанов высшим тоном считалось творчество группы Rolling Stones, лохматая шевелюра и брюки-клёш. У самых же успешных "самцов" был мотоцикл Ява. Обладая таким сокровищем парняга получал всё - уважение товарищей, завистливые взгляды, расположение всех "лялек" на своём пути. Постепенно общество этих ребят стало шире - появились насиженные места их тусовок; стайки явистов-рокеров гоняли по Туле подробнее

История противопожарной службы Тулы

1918 год. Тула. Конно-бочечный выезд пожарныхСтарейшая команда Тульского гарнизона была организована в Тульском оружейном заводе 16 октября 1824 года. Состав ее был не постоянным: ежедневно из расчета 1 человек из 10, выделялись оружейные мастера для работы в пожарной команде. После сильного пожара в 1834 году, уничтожившего оружейный завод, по Высочайшему распоряжению Его Императорского Величества Николая Павловича, в 1835 году решено строительство нового оружейного завода. Повелением Военного Министра от 5 сентября 1835 года при ТОЗе учреждена штатная пожарная команда следующего состава: 1 брандмайор, 2 унтер-офицера и 12 пожарных нижних чинов. подробнее

Ресторанный король Московского вокзала

1958 год. Здание Московского вокзала. Фото В. ПолюбинаВ послевоенную эпоху немногие железнодорожные вокзалы в СССР могли похвастаться наличием собственных ресторанов. К тому факту, что в Туле такая точка имелась и действует до сих пор, стоит присмотреться.

На первый взгляд может показаться удивительным, что, продолжая рубрику по истории тульского предпринимательства, мы обратились к советским временам. Нет, это не удивительно. Возглавляя такое ответственное заведение, как привокзальный ресторан, любой директор поневоле становился деловым человеком совсем не советского покроя. Ему приходилось крутиться как белка в колесе: подчас унижаясь в коридорах власти перед всемогущими снабженцами, подробнее

Колеса обозрения в парке и их история

Около 1960 года. Первое колесо обозрения с закрытыми кабинками. Фото М. ТолстопятоваПервое колесо обозрения было установлено около 1960 года и находилось в восточной части современной аллеи аттракционов. На этом снимке Михаила Толстопятова мы видим колесо обозрения и танцевальный павильон (на заднем плане), на месте которого сейчас располагается павильон с детскими качалками. Это колесо существовало до середины 1970-х годов, после чего было демонтировано. Следующее колесо обозрения, уже с открытыми кабинками, было построено в западной части аллеи, рядом с современным автодромом. Оно работало до конца 1990-х годов, после чего рядом с ним было запущено 3-е по счету колесо, которое в настоящий момент не работает. С 1 мая 2014 года в Белоусовском парке открыто новое колесо обозрения высотой 40 метров. Поскольку аттракцион расположен на самой высокой точке Белоусовского парка, с него можно увидеть практически всю Тулу

Упский зимник

1910-е годы. Упский зимник со стороны Заречья. Упский зимник – это дорога, которая зимой прокладывалась по льду Упы и связывала центральную часть Тулы с Заречьем. С левого берега Упы зимняя дорога начиналась в районе «стрелки» острова оружейного завода (место, где рукава Упы соединялись, в настоящее время здесь расположена беседка у Зареченского моста). На зареченский берег дорога выходила западнее губернской земской больницы (ныне ГУЗ ТО «Тульский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», Набережная Дрейера, 14) примерно через один-два квартала от нее. С развитием автомобильного транспорта в 1920-30-е годы Упский зимник потерял свое значение и прекратил существование.

Под сенью Пушкинского дуба...

1953 год. В тени Дуба Пушкина. Из архива Н.М. ЯковлевойДуб Пушкина был посажен в Белоусовском парке в 1899 году в ознаменование 100-летней годовщины со дня рождения А.С. Пушкина. Это место было недалеко от центрального круга, к югу от центральной клумбы, где позднее появился фонтан. В тени этого дуба гуляло и играло несколько поколений туляков. Дуб погиб в 1974 году. Существует несколько версий его гибели. В некоторых источниках упоминается удар молнии в дуб во время грозы. По другим сведениям, недалеко от дуба был пивной ларек, и несознательные граждане использовали участок газона рядом с дубом как туалет, пользуясь тем, что вокруг рос кустарник. В результате площадку под дубом заасфальтировали, и он засох. далее

О чем рассказала старая открытка

Лицевая сторона карточкиПочтовая карточка была важным, и порой единственным средством сообщения между людьми в начале ХХ века. Вот карточка тульского издателя Абрама Захаровича Гольтвегера "Посольская улица". Отправлена из Тулы на станцию Едльня 23 июля 1911 года Евгении Владимировне Богацевич. Текст открытки гласит: "Дорогая Женюша! Спасибо мамиличке и Тебе за письмецо. На мое место еще никто не приехал, так что и первые числа августа пробуду в Туле. Завтра состоится полет авиатора Кузьминского, на аппарате, на котором летал Васильев из Петербурга в Москву. Летать будет на ипподроме возле Петровского парка, это недалеко от моей квартиры... На открытке изображены: церковь Преображения, в правом углу далее

Подписка на новости

Форма входа