Тула ушедшего века

Подписка на новости

Что бывало

"Ява", "Стоунз", брюки-клеш

1974 год. Красноармейский проспект. Явист Сергей Куприянов около своего железного коня.Говоря о моде 1970-х годов, нельзя обойти стороной такой феномен молодежной субкультуры, как появление явистов-рокеров. Увлечением мотоциклами в среде молодежи трудно было кого-либо удивить, но рубеж 1960-70-х годов был отмечен появлением культовой марки мотоциклов - чехословацкой "Явы". Этот мотоцикл, а точнее обладание им давало пропуск в среду избранных - рокеров, исповедовавших культ яркой одежды, длинных волос и рискованных гонок на мотоциклах. В этой среде существовал особый сленг: "старуха" - мотоцикл марки "Ява-360", "прялка" - иное двухколесное чудо с мотором. Благодаря нашему читателю Ad Astra и Сергею Куприянову мы можем увидеть несколько редких кадров. Даем слово первоисточнику: "В начале 70-х годов среди простых зареченских пацанов высшим тоном считалось творчество группы Rolling Stones, лохматая шевелюра и брюки-клёш. У самых же успешных "самцов" был мотоцикл Ява. Обладая таким сокровищем парняга получал всё - уважение товарищей, завистливые взгляды, расположение всех "лялек" на своём пути. Постепенно общество этих ребят стало шире - появились насиженные места их тусовок; стайки явистов-рокеров гоняли по Туле подробнее

История противопожарной службы Тулы

1918 год. Тула. Конно-бочечный выезд пожарныхСтарейшая команда Тульского гарнизона была организована в Тульском оружейном заводе 16 октября 1824 года. Состав ее был не постоянным: ежедневно из расчета 1 человек из 10, выделялись оружейные мастера для работы в пожарной команде. После сильного пожара в 1834 году, уничтожившего оружейный завод, по Высочайшему распоряжению Его Императорского Величества Николая Павловича, в 1835 году решено строительство нового оружейного завода. Повелением Военного Министра от 5 сентября 1835 года при ТОЗе учреждена штатная пожарная команда следующего состава: 1 брандмайор, 2 унтер-офицера и 12 пожарных нижних чинов. подробнее

Ресторанный король Московского вокзала

1958 год. Здание Московского вокзала. Фото В. ПолюбинаВ послевоенную эпоху немногие железнодорожные вокзалы в СССР могли похвастаться наличием собственных ресторанов. К тому факту, что в Туле такая точка имелась и действует до сих пор, стоит присмотреться.

На первый взгляд может показаться удивительным, что, продолжая рубрику по истории тульского предпринимательства, мы обратились к советским временам. Нет, это не удивительно. Возглавляя такое ответственное заведение, как привокзальный ресторан, любой директор поневоле становился деловым человеком совсем не советского покроя. Ему приходилось крутиться как белка в колесе: подчас унижаясь в коридорах власти перед всемогущими снабженцами, подробнее

Колеса обозрения в парке и их история

Около 1960 года. Первое колесо обозрения с закрытыми кабинками. Фото М. ТолстопятоваПервое колесо обозрения было установлено около 1960 года и находилось в восточной части современной аллеи аттракционов. На этом снимке Михаила Толстопятова мы видим колесо обозрения и танцевальный павильон (на заднем плане), на месте которого сейчас располагается павильон с детскими качалками. Это колесо существовало до середины 1970-х годов, после чего было демонтировано. Следующее колесо обозрения, уже с открытыми кабинками, было построено в западной части аллеи, рядом с современным автодромом. Оно работало до конца 1990-х годов, после чего рядом с ним было запущено 3-е по счету колесо, которое в настоящий момент не работает. С 1 мая 2014 года в Белоусовском парке открыто новое колесо обозрения высотой 40 метров. Поскольку аттракцион расположен на самой высокой точке Белоусовского парка, с него можно увидеть практически всю Тулу

Упский зимник

1910-е годы. Упский зимник со стороны Заречья. Упский зимник – это дорога, которая зимой прокладывалась по льду Упы и связывала центральную часть Тулы с Заречьем. С левого берега Упы зимняя дорога начиналась в районе «стрелки» острова оружейного завода (место, где рукава Упы соединялись, в настоящее время здесь расположена беседка у Зареченского моста). На зареченский берег дорога выходила западнее губернской земской больницы (ныне ГУЗ ТО «Тульский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», Набережная Дрейера, 14) примерно через один-два квартала от нее. С развитием автомобильного транспорта в 1920-30-е годы Упский зимник потерял свое значение и прекратил существование.

Под сенью Пушкинского дуба...

1953 год. В тени Дуба Пушкина. Из архива Н.М. ЯковлевойДуб Пушкина был посажен в Белоусовском парке в 1899 году в ознаменование 100-летней годовщины со дня рождения А.С. Пушкина. Это место было недалеко от центрального круга, к югу от центральной клумбы, где позднее появился фонтан. В тени этого дуба гуляло и играло несколько поколений туляков. Дуб погиб в 1974 году. Существует несколько версий его гибели. В некоторых источниках упоминается удар молнии в дуб во время грозы. По другим сведениям, недалеко от дуба был пивной ларек, и несознательные граждане использовали участок газона рядом с дубом как туалет, пользуясь тем, что вокруг рос кустарник. В результате площадку под дубом заасфальтировали, и он засох. далее

О чем рассказала старая открытка

Лицевая сторона карточкиПочтовая карточка была важным, и порой единственным средством сообщения между людьми в начале ХХ века. Вот карточка тульского издателя Абрама Захаровича Гольтвегера "Посольская улица". Отправлена из Тулы на станцию Едльня 23 июля 1911 года Евгении Владимировне Богацевич. Текст открытки гласит: "Дорогая Женюша! Спасибо мамиличке и Тебе за письмецо. На мое место еще никто не приехал, так что и первые числа августа пробуду в Туле. Завтра состоится полет авиатора Кузьминского, на аппарате, на котором летал Васильев из Петербурга в Москву. Летать будет на ипподроме возле Петровского парка, это недалеко от моей квартиры... На открытке изображены: церковь Преображения, в правом углу далее

Кафе-"стекляшки"

1970 год. Кафе «Елочка» в ЦПКиОАрхитектура 1960-х годов характеризовалась засильем типовых проектов. Одним из штампов этого периода стали «стекляшки». «Стекляшками» называли не только кафе, магическими стеклянными «кристаллами» сиявшие по СССР, но и магазины с большими витринами. Но сегодня мы будем вспоминать кафе. Яркие примеры в Туле – «Малыш» (теперь на его месте «Сакура»), «Ромашка» (трамвайное кольцо на Красном Перекопе). Очень популярным была чебуречная «Луч» на проспекте Ленина (до недавней поры там была сетевая пиццерия), где торговали горячими вкусными чебуреками по 37 копеек за порцию. А в «Малыше» фирменными блюдами были беляши, купаты и мороженое в виде шариков в металлических вазочках подробнее

Тула, 24 ноября 1900 года.

24 ноября 1900 года. Из архива А.И. НаумоваВ позапрошлом веке и в первой половине прошлого столетия, как правило, снег в конце ноября уже лежал - и хороший снег! И Упа тогда замерзала накрепко. В доказательство приводим старинную фотографию. На ее паспарту имеется надпись: "На р. Упе. 1900 г. 24 ноября" - то есть 6 декабря по новому стилю. Снимок сделан Н.В. и Ф.В. Воскресенскими. Фотографы стояли на льду Упы, спиной к Чулкову, чуть левее современного Пролетарского моста (в те времена моста в этом месте еще не было).

На месте Троицкой церкви (в центре снимка) сейчас проезжая часть, точнее ее участок напортив дома №112 по улице Советской. Церковь была построена в 1738 году, позднее перестраивалась. Колокольня, которую вы видите на фотографии, возведена в 1821 году по проекту Козьмы Сокольникова. Колокольню снесли в 1928 году, далее

Тульский губернатор Шлиппе

Фото В.К. Шлиппе. Фотоателье Вакуленко. Из фондов Тульского краеведческого музея.Шлиппе Владимир Карлович (1834-1923) - тульский губернатор с 1893 по 1905 год. Время правления Тульской губернией В.К. Шлиппе было богато на события: заложен городской парк (ныне Белоусовский), начал работать городской водопровод, проведена первая Всеобщая перепись населения, заработала первая тульская электростанция в кремле, При финансовой и организационной поддержке В.К. Шлиппе в Туле появились бесплатные больницы: лечебница для глухонемых, глазная и детская больницы.
Губернатор Шлиппе первым среди тульских коллег столкнулся с таким невиданным прежде явлением как политическая демонстрация, - 14 июля 1903 года в Туле произошло столкновение полиции и нескольких сотен людей, вышедших на улицы с красными флагами и воззваниями "Долой самодержавие!" Городские власти вынуждены были наводить порядок. Десятки демонстрантов были арестованы. В память об этом событии на месте стычки демонстрантов с полицией был установлен гранитный обелиск. Как полагал приемник В.К. Шлиппе, следующий губернатор М.М. Осоргин, губернская администрация не сделала должных выводов после событий 14 июля 1903 года. В начале 1905 года. В.К. Шлиппе подал прошение об отставке с поста тульского губернатора и 6 мая 1905 года император удовлетворил просьбу и назначил Владимира Карловича Шлиппе членом Государственного совета. Октябрь 1917 года В.К. Шлиппе встретил в Петрограде. Владимиру Карловичу с семьей удалось бежать в Ригу. Шлиппе познал ужасы советской тюрьмы далее

Подписка на новости

Форма входа