Тула ушедшего века

Подписка на новости

Что бывало

Чулково. Магазины. Личные воспоминания Руслана Исаева.

Моя жизнь в Туле началась после переезда в 1971 г. из Белева. Отец закончил институт и мы снимали небольшой домик по ул.Пархоменко на Рогожинском поселке. В один прекрасный день Мама, Папа и я отправились на другой конец города, с несколькими пересадками  на разных видах транспорта. Целью нашей поездки было знакомство с новой квартирой, которая находилась по ул. Плеханова. Этот день и стал для меня, наверное  началом самого счастливого (как я потом понял) периода моей жизни и   в самом лучшем месте на земле (как я это знаю сейчас) – в Чулково.

Магазины, как наиболее посещаемые общественные места

Рассказывая о каком либо географическом месте, принято начинать повествование с его истории.  С позволения читателей я пропущу эту важную часть и начну с периода, который еще не до конца забыт – с начала 70-х годов 20 века. Именно тогда, на территории от «Площадки»  до трамвайного депо №2, и от лесопосадки  за железной дорогой до Веневского шоссе,  располагался наш район «Чулково». Как в прочем и сейчас, и как в очень далеком прошлом. В районе тогда преобладал так называемый «частный сектор». Одноэтажные деревянные дома дореволюционной постройки, утопающие в садах по улицам Замочной, Бакунина, Епифанской…. Весной воздух наполнялся запахом цветущих яблонь, зимой – дыма из печных труб, в сочетании с настоящим Русским морозом. Но об этом я хотел бы рассказать более  подробнее в другой части моего повествования.

Первые новые многоэтажки  появились в конце 60-х, начале 70-х. (возможно это не совсем точно, поэтому я заранее прошу прощения у читателя за это). Большое количество панельных пятиэтажек резко контрастировало на фоне старых деревянных домов. Помимо панельных пятиэтажек возводились и более «серъезные» объекты- такие, например как комплекс  12 этажных кирпичных домов  по ул.Кирова и Мичурина (ныне Ложевая), или  знаменитая «Китайская стена» - 9-этажка по ул Мичурина. Одновременно с увеличением  жилых домов строились  магазины, детские сады, школы,  и прочие социальные объекты для удобной городской жизни.

Одними из таких объектов являлись магазины. Несмотря на не очень большую площадь района, в нем было достаточно торговых точек, способных обеспечить потребности жителей всеми необходимыми товарами и вещами. Наиболее крупными были – Кировский универмаг, расположенный по одноименной улице и начавший свою историю раньше всех, «Океан», «Кругозор», «Спорт-туризм», появившиеся на улице Мичурина (Ложевой) чуть позднее, наконец, целая сеть небольших продовольственных магазинчиков, обслуживающих  10-20 близ лежащих жилых домов каждый.

Попробую рассказать о некоторых из них.

Магазин Магазин «Кругозор» можно назвать культовым. Мало уже кто знает, что увлечение книгами в 70-е было повсеместным. А такой крупный книжный центр (даже по нынешним меркам) был своего рода обителью страждущих пищи духовной. Заходя в него, покупатель сразу же попадал  в атмосферу библиофильства, имеющую даже свой специфический запах свежеотпечатанных книг. В левом его крыле находился отдел технической, профессиональной, документальной литературы. Рядом с кассой стояли большие коробки, в которых находились плакаты различной тематики – от идеологически направленных «Миру-мир», до сугубо житейских – «Уходя - гасите свет». Там же можно было приобрести различные открытки и тематические наборы. В центре магазина был отдел учебной литературы. Учебники для всех классов и предметов, географические и контурные карты, методическая литература, портреты руководителей государства и выдающихся деятелей науки и искусства. Наверное кто-то помнит и книжную лотерею в «Кругозоре». Рядом с кассой или на прилавке – небольшой вращающийся барабан с билетиками, кажется  за 25 копеек. Лично я никаких огромных призов не выигрывал, но кажется копеек 50 или даже 1 рубль – точно. Выигрыш деньгами не выдавался, можно было купить на эту сумму книгу. Ну и наконец, в левом крыле – отдел художественной литературы. Самой заветной его частью были полки, находящиеся в торце. Там были подписные издания. Обычно – классики русской и зарубежной литературы, реже – современные писатели. Новенькие красочные корешки многотомников  ждали своих счастливых обладателей, сумевших «достать» подписку или выстояв огромную очередь. Менее удачливому большинству предоставлялась не менее  экзотическая возможность приобрести драгоценные фолианты - сдать  20 кг макулатуры и получить талончик, по которому можно было даже выбрать желаемую книгу. Одной из которых, помню, была «Похитители бриллиантов» Луи Буссенара. Несколько  десятков лет «Кругозор» был своеобразным хранилищем знаний и помощником в воспитании не одного поколения жителей нашего района. Но он исчез. Как и исчезло понятие о Советском человеке - «самом читающем человеке в мире». Недавно в метро видел весьма странную картину – современный подросток с «бананами» в ушах, «читающий» комиксы о некоем Берсерке. Дать определение «чтение» этому действу – язык не поворачивается. Пожирание глазами картинок, быстрое перелистывание страниц и выражение лица человека, не обремененного даже минимальным уровнем знаний. Вот, пожалуй, более правильное описание этого странного процесса, который вероятно скоро вытеснит «устаревшие представления» о литературе и ее назначении.

 «Океан»

Современный, оснащенный по тогдашнему последнему слову холодильной техники этот магазин появился позднее других. Его открытия ждали. Большие стеклянные, от земли до верхнего козырька крыши витрины прятали за собой огромный просторный торговый  зал, вдоль которого в четыре ряда тянулись импортные открытые морозильные стеллажи с дарами моря. Попадая в «Океан», покупатель  сразу же ощущал комфортную прохладу. Особенно это было заметно в жаркие летние дни. Правильно подобранная светотехника делала и без того большое помещение более ярким и расширяло его визуально. Пол в магазине был сплошным  бетонным, но не одноцветным и скучным, а с некоторым подобием мозаики в стиле «а ля Нептун и его царство». Одним словом все было сделано качественно и со вкусом. Конечно, ассортимент предлагаемой продукции  не всегда мог удовлетворить потребности наиболее требовательных покупателей, и не  часто радовал осетрами-стерлядями, или какой-нибудь фугой, но замороженные минтай, хек, ставрида – гарантированно поступали на стол потребителю. Напоминаю читателю о знаменитой  Советской селедке. Огромные круглые металлические как диск пулемета банки, в которых лежали рядком в собственном соку ни с чем не сравнимые  «Иваси». Ну и конечно изобилие всевозможных консервов. Начиная от банальных  «Завтраков туриста», до «крабов в собственном соку». «Океан» был не просто рыбным магазином – он был своего рода морской географической картой Советского Союза, на полках которого мы чувствовали холод Северных  морей, жару Каспия и Черного моря, слышали шум Тихого океана и крик Балтийских чаек.

Сегодня на месте «Океана» сетевой продовольственный магазин.

 

Магазин «Спорт-туризм». Сразу же после своего возникновения этот магазин стал наиболее посещаемым всеми категориями жителей. Вероятно, этому способствовала его широкая разнонаправленность. Приобрести можно было все, начиная от хоккейной шайбы, заканчивая мопедом  «Верховина» или даже «Riga». Современный большой и светлый торговый зал состоял из нескольких отделов: прямо от входа – спортивная одежда и обувь. Конечно, товаров с лейблом известных зарубежных марок там не было, но зато можно было купить за рубль с небольшим настоящий х/б-шный спортивный костюм, или даже кроссовки «Кимры», не говоря уже о настоящих 60-копеечных брезентовых полукедах. В этом же отделе стояли прилавки с шахматами, ракетками, теннисными мячиками, наградными кубками и медалями и прочим мелкогабаритным ассортиментом спортивно-прикладного назначения. Лично мне больше всего нравилось заходить в отдел, находившийся в правом крыле магазина. Именно там находились велосипеды – обычные «взрослые» и предел мечтаний - «складные». Там же были резиновые лодки, лодочные моторы на любой вкус – от «Ветерка» до «Вихря», мопеды, палатки. Особую атмосферу в магазине создавали молодые девушки – продавцы, в подавляющем большинстве своем по-спортивному подтянутые и симпатичные.

Из всех  крупных торговых центров того времени, кажется «Спорт-туризм» продержался  дольше всех. Относительно недавно на его площадях появился супермаркет.

«Хлебные и молошные»

Конечно, было бы не справедливо, говоря о магазинах не рассказать о тех самых «Булошных» и «Молошных», которые находились рядом с нашими домами. Выполненные в одном стиле  -торговый зал площадью порядка 30-40 квадратных метров, огромная стеклянная витрина снаружи, прилавки и полки внутри, касса на выходе они принимали на себя нагрузку жителей, проживающих в близлежащих домах. Подразделялись они строго по назначению. Так, в магазине с вывеской «Хлеб» вы могли приобрести только хлебопекарную и кондитерскую продукцию, а в магазине «Молоко» уж наверняка, Вы никогда не купили бы курицу или туалетную бумагу. Хлебные магазины даже в самые напряженные «дефицитные» годы имели полные прилавки. Выпеченный с высоким качеством хлеб лежал на деревянных полках высотой с человеческий рост. Они имели некоторый уклон, и когда Вы брали батон, то на его место сзади съезжал следующий. В торговом зале полки располагались сплошной стеной и разделялись по типу хлеба. Сначала  секция с «черным» - за 18 копеек, потом «белым» - за 23 и 25 копеек, потом «сопутствующие» плюшки, кукурузные палочки и прочие вкусняшки. Запомнились также металлические двузубые вилочки на веревочках (чтобы не украли), которыми покупатели непременно тыкали хлеб, проверяя его мягкость. Пройдя вдоль  секций и выбрав товар,  покупатель подходил к кассе, где и расплачивался. Своего рода первый прототип магазина самообслуживания в миниатюре. Помимо стеллажей с хлебом в магазине обязательно был отдел со стеклянной витриной и холодильником, где можно было купить бакалею и пирожные (за 22 и 28 копеек), а также знаменитую Тульскую коврижку.

В молочных магазинах система продаж была выстроена немного по-другому. Прежде всего, справедливости ради надо сказать, что молоко и молочная продукция в них были не всегда, да и когда появлялись, то довольно быстро исчезали. Как правило, завоз продукции  осуществлялся в определенный период, и к этому времени рядом с магазином образовывалась весьма серьезная очередь. Лично мне приходилось стоять в таких очередях сотни раз. Подъезжала машина, выгружались канистры с разливным молоком и железные, из металлических тонких прутьев ящики с бутилированной продукцией.  Через какое-то незначительное время начиналась торговля. Контингент очереди был постоянным: процентов на 90 – бабушки, остальные 10% - школьники и люди среднего возраста. Наиболее востребованным было разливное молоко. Кажется по 24 копейки за литр. Трехлитровые бидоны в то время были в каждой семье и использовались по назначению практически ежедневно. Подойдя к прилавку, где разливалось молоко и сказав заветное –«3 литра», с облегчением можно было направляться к кассе. Задание по обеспечению семьи продуктом питания №1  было выполнено. Молочная продукция в стеклянных бутылках также была востребована и пользовалась не меньшим спросом. Обычно покупалось молоко и кефир. Но также имелись в ассортименте сливки, снежок, ряженка. Кстати цвет крышки из фольги на горловине бутылки отражал ее содержание. Молоко – белый, кефир - зеленый, желто –белый – сливки. Пустые бутылки служили источником поступлений моих карманных денег. Абсолютно свободно, без всяких очередей их можно было обменять на 15 копеечную монету за штуку. Ну и конечно легендарные треугольные молочные пакеты с красно-белой раскраской.

Магазин Магазины эти в большинстве случаев остались и по сей день. Но они стали более универсальными, и теперь в них можно купить практически все продовольственные товары, даже не соответствующие названию магазина. Кстати, даже огромные стеклянные витрины кое-где сохранились. И как отголосок еще довоенного, а кое-где и дореволюционного прошлого оставались магазины, располагавшиеся в старых домах. Как правило на первом  этаже двухэтажного дома. Каменный низ, деревянный верх.  Такие, например как  продуктовый на остановке «Замочная», винно-водочный на «Епифанской». Их не стало, как не стало киосков «Союзпечати» , малюсеньких будочек по продаже проездных билетов  и телефонных будок, а также бочек с разливным квасом рядом с продуктовым на ул.Мичурина и продовольственным по ул.Калинина, ближе к Кировскому поселку.

Таковыми были в 70-80 места общественной торговли в нашем «Чулково», как впрочем и по большей части  нашей необъятной Родины.

Исаев Руслан

Москва. Июнь 2011 

Читать еще

Подписка на новости

Форма входа