Один из первых образцов сталинского ампира в Туле
Здание ресторана-пивоварни "Петр Петрович" было построено в первой половине 1930-х годов и интересно как один из ранних примеров сталинского ампира в Туле. В разные годы в здании размещались: читальня, лыжная база, спортбаза общества "Шахтер" (позднее ДСО "Труд"), шахматный клуб, клуб туристов. В годы, когда в здании размещался городской шахматный клуб, здесь начинал свою карьеру чемпион мира по Шахматам Анатолий Карпов. В конце 1980-х здание бывшей читальни взяли в оборот коммерсанты. Приведем интереснейшие воспоминания Владислава Тарасова о тех временах: "Перестройка, круто повернувшая судьбу страны в сторону рыночной экономики, отразилась и на новом содержимом бывшей читальни. В конце 80-х годов на её первом этаже, в зале, дверь которой находилась напротив входной, расположился популярный и прибыльный видео-салон. далее
Самолет в Белоусовском парке
24 октября 1981 года в Тульском ЦПКиО, около летнего кинотеатра "Дружба", появился необычный объект. Это был самолет Ту-124В под заводским номером 5351805 (СССР-45090). Предыстория его такова:
Машина поступила в эксплуатацию 30 октября 1965 года. Впервые замечена в Берлине в а/п Schoenefeld 15 июня 1967 года. Передана в Эстонское территориальное управление ГА 26 октября 1967 года. В 1972 году самолет участвовал в съемках фильма "Земля провожает". Затем передан в Приволжское территориальное управление ГА (Казань) 25 января 1979 года. Списан 17 апреля 1980 года. После того, как самолет появился в Центральном парке, он стал далее
Сеженский лес
Сеженский лес - рукотворный природный объект площадью 100 Га. Посажен дендрологом Эдуардом Эдуардовичем Керном в 1888-1901 годах на пахотных землях. Давайте исследуем его историю
ЭНТУЗИАСТ-ЛЕСОВОД
Э.Э. Керн родился в Москве в 1855 году. В 1879 году он успешно окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. А затем был оставлен там для подготовки к профессорскому званию. В 1883 году Керн еще окончил лесное отделение Петровско-Разумовской земледельческой академии (ныне – Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева).
подробнее
Деревня Верхняя Китаевка
Не ищите эту деревню на карте современной Тулы. Она была снесена около 1970 года. Деревня Верхняя Китаевка находилась в районе современного перекрестка ул. Макаренко с ул. Ползунова. В центре деревни был пруд с родником. Он существовал до начала 2000-х годов, сейчас на его месте находится магазин "Дикси" (Макаренко, 9г). По воспоминаниям местного жителя, Ольги Георгиевны Квасовой, когда пятиэтажки подступили к деревне, ее жители торговали своими яблоками у "хрущевок" 1 и 3 по улице Прокудина. От названия деревни произошло название улицы Китаевской (с 1962 года - ул. Оружейная). К 1971 году деревня была снесена. В 1977 году были построены 12-этажки (в одной из которых был известный ресторан "Кузнецкая слобода"), а затем город постепенно заполнил территорию Верхней Китаевки. На память нам остались вот эти снимки деревни Валерия Сумарокова, сделанные зимой 1968-69 годов.
Из истории Хлебной площади
Большей частью торговля хлебом производилась в губернских и уездных городах России на специальных рынках. В народе эти рынки называли хлебными площадями. Это название вскоре превратилось в официальное наименование таких мест. В Тульской губернии имелись подобные примеры. Так Н.В.Успенский в одном из своих рассказов 1858 года упоминает такую площадь в городе В., возможно городе Веневе. Он писал: «Вот, мать моя, приехатчи в город, сей час остановились на хлебной площади. А народу там, знаете, в базарный день бесчисленное множество…додору нет. Вы, чай, бывали там?..
- Как же, бывала.
-Хлебушек продавали-с? подробнее
История тульского цирка
Тульский цирк – один из старейших в России. Он появился в Туле в 1870 году и принадлежал известным циркачам братьям Труцци. Здание цирка находилось тогда на улице Киевской (не сохранилось)
В 1909 году борец Иван Поддубный выкупил его и построил новое деревянное здание на улице Завальной (сегодня улица Советская, 57). Забегая вперед, сообщим, что 7 мая 1941 года Иван Максимович провел в Тульском цирке свой последний поединок и завершил карьеру, так и оставшись непобежденным. На тот момент ему было 70 лет!
По данным Тульского госцирка, это было большое высокое одноэтажное здание подробнее
На берегах Упы
Она получила свое название в 1907 г., согласно решению Тульской городской Думы. Казанская набережная проходила по левому берегу Упы от Сретенской церкви (на ее месте сейчас находится сквер с памятником С.И. Мосину) до Казанской церкви, стоявшей на месте нынешнего корпуса Тульского машиностроительного колледжа им. Н. Демидова, давшей имя набережной и разобранной в 1929 г.
На набережную выходили ничем не примечательные каменные одно- и двухэтажные жилые дома и хозяйственные постройки. Между ними и рекой были «проезжая часть» и «пешеходная зона», возможно, совмещенные. В 1912 г. на другом, правом берегу Упы в честь 200-летия оружейного завода перед его главным корпусом был установлен памятник Петру I. Император стоял в те времена лицом к заводу, спиной к реке. В разных ракурсах, с разных сторон он запечатлен на нескольких открытках 1910-х годов (одна из них – на илл. 1). Если выложить все эти открытки в ряд, можно подробнее
Лавки Покровской церкви и часовня
Совсем скоро мы сможем пройти по реконструированной, преобразившейся улице Металлистов. На отремонтированных фасадах домов там, конечно же, появятся таблички, рассказывающие о каждом из этих зданий – практически все они являются объектами культурного наследия федерального значения.Многие из этих домов будут, наверное, называться по фамилии одного из их бывших владельцев – за более чем сто лет каждым из этих строений владели последовательно несколько хозяев. Кстати, в Перечне объектов культурного наследия, расположенных на территории Тулы и Тульской области (Перечень опубликован на портале открытых данных регионального правительства), бывшие жилые дома на улице Металлистов числятся «бесфамильными». подробнее
Первый тульский аэродром
Первый аэродром в Туле находился на территории нынешнего Белоусовского парка, а точнее в южной его части, примерно между аллеей, ведущей от ул. Жаворонкова и аллеей, ведущей от площади Искусств. На этом месте в XIX - начале XX века располагался беговой круг, или ипподром. Первый демонстрациоонный полет здесь состоялся 22 августа 1910 года - летал известный летчик Сергей Исаевич Уточкин. 8 сентября 1910 года на аэродроме собралась огромная толпа, чтобы посмотреть полет известного русского летчика Россинского на аэроплане "Блерио". Около пяти часов вечера Россинский "сел на аппарат, попробовал рычаги, запусти мотор, и помощник запустил пропеллер. Аппарат бежал по земле секунды 3-4 и под гром аплодисментов взлетел на высоту в 40 аршин. Россинский хотел повернуть в воздухе машину, но почему-то отказал руль, и аппарат упал на землю, закрывшись левым крылом. Летчик жив, сломаны крылья, пропеллер и шасси. Увидев, что аэроплан падает, тысячная толпа со свистом и гиканьем кинулась со своих мест, ломая целые пролеты забора. Возбужденная неудачным полетом, публика затем ринулась к остановке конки далее
Орлы на заставах
Издавна на подступах к городу строились небольшие крепости с военным гарнизоном, называемые заставами. Цель их возведения - затруднить продвижение неприятеля внутрь страны по проложенной дороге. Уже в XVII веке застава потеряла свое первоначальное значение. В XVIII веке заставой стали называть сторожевой пост при въезде в город. В Толковом словаре В.Даля застава определяется как «заграда на дорогах и въездах, для временной задержки, опроса, осмотра проезжих, для взиманияпошлин и пр.» В Туле таких застав было три: одна при въезде в город по Воронежской (Оборонной) улице, вторая при въезде в город с южной стороны, на пересечении улиц Киевской и Мотякинской (пр. Ленина и ул. Л.Толстого) и третья при въезде в город с северной стороны – в начале ул. Миллионной (Московской).
По регулярному плану 1779 года заставы обозначали четкие границы города, играя роль контрольно-пропускных пунктов. На заставах имелись караульные помещения, а проезд запирался обычно шлагбаумом. далее