Тула ушедшего века

Подписка на новости

Памятные места

Один из первых образцов сталинского ампира в Туле

1969 год. Спортивная база ДСО "Труд". Фото Валерия СумароковаЗдание ресторана-пивоварни "Петр Петрович" было построено в первой половине 1930-х годов и интересно как один из ранних примеров сталинского ампира в Туле. В разные годы в здании размещались: читальня, лыжная база, спортбаза общества "Шахтер" (позднее ДСО "Труд"), шахматный клуб, клуб туристов, кафе "Игра-Сервис" и, наконец, с 2012 года - ресторан "Петр Петрович". В годы, когда в здании размещался городской шахматный клуб, здесь начинал свою карьеру чемпион мира по Шахматам Анатолий Карпов. В ноябре 2018 года в здании случился пожар, сгорели перекрытия и крыша. В кратчайшие сроки здание было восстановлено. В настоящее время здание перестроено - к нему пристроены крылья с верандами, перестроен фасад со стороны ул. Первомайской, и только фасад со стороны парка в целом сохранил первоначальные черты, присущие советскому классицизму

Самолет в Белоусовском парке

Апрель 1982 года. Фото на память на фоне самолета24 октября 1981 года в Тульском ЦПКиО, около летнего кинотеатра "Дружба", появился необычный объект. Это был самолет Ту-124В под заводским номером 5351805 (СССР-45090). Предыстория его такова:

Машина поступила в эксплуатацию 30 октября 1965 года. Впервые замечена в Берлине в а/п Schoenefeld 15 июня 1967 года. Передана в Эстонское территориальное управление ГА 26 октября 1967 года. В 1972 году самолет участвовал в съемках фильма "Земля провожает". Затем передан в Приволжское территориальное управление ГА (Казань) 25 января 1979 года. Списан 17 апреля 1980 года. После того, как самолет появился в Центральном парке, он стал далее

Сеженский лес

Около 1930 года. В Керновской посадке. Так называли в то время Сеженский лес. Фото из архива А.Г. БандиковаСеженский лес - рукотворный природный объект площадью 100 Га. Посажен дендрологом  Эдуардом Эдуардовичем Керном в 1888-1901 годах на пахотных землях. Давайте исследуем его историю

 

ЭНТУЗИАСТ-ЛЕСОВОД

Э.Э. Керн родился в Москве в 1855 году. В 1879 году он успешно окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. А затем был оставлен там для подготовки к профессорскому званию. В 1883 году Керн еще окончил лесное отделение Петровско-Разумовской земледельческой академии (ныне – Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева).
подробнее

Деревня Верхняя Китаевка

Последние годы В. Китаевки. Зима 1968-69 гг. Фото Валерия СумароковаНе ищите эту деревню на карте современной Тулы. Она была снесена около 1970 года. Деревня Верхняя Китаевка находилась в районе современного перекрестка ул. Макаренко с ул. Ползунова. В центре деревни был пруд с родником. Он существовал до начала 2000-х годов, сейчас на его месте находится магазин "Дикси" (Макаренко, 9г). По воспоминаниям местного жителя, Ольги Георгиевны Квасовой, когда пятиэтажки подступили к деревне, ее жители торговали своими яблоками у "хрущевок" 1 и 3 по улице Прокудина. От названия деревни произошло название улицы Китаевской (с 1962 года - ул. Оружейная). К 1971 году деревня была снесена. В 1977 году были построены 12-этажки (в одной из которых был известный ресторан "Кузнецкая слобода"), а затем город постепенно заполнил территорию Верхней Китаевки. На память нам остались вот эти снимки деревни Валерия Сумарокова, сделанные зимой 1968-69 годов.

Из истории Хлебной площади

1970-е годы. Хлебная площадь. Фото Александра НаумоваБольшей частью торговля хлебом производилась в губернских и уездных городах России на специальных рынках. В народе эти рынки называли хлебными площадями.  Это название вскоре превратилось в официальное наименование таких мест. В Тульской губернии имелись подобные примеры. Так Н.В.Успенский в одном из своих рассказов 1858 года упоминает такую площадь в городе В., возможно городе Веневе. Он писал: «Вот, мать моя, приехатчи в город, сей час остановились на хлебной площади. А народу там, знаете, в базарный день бесчисленное множество…додору нет. Вы, чай, бывали там?..

- Как же, бывала.

-Хлебушек продавали-с? подробнее

История тульского цирка

Здание нового цирка в середине 1960-х годовТульский цирк – один из старейших в России. Он появился в Туле в 1870 году и принадлежал известным циркачам братьям Труцци. Здание цирка находилось тогда на улице Киевской (не сохранилось)

В 1909 году борец Иван Поддубный выкупил его и построил новое деревянное здание на улице Завальной (сегодня улица Советская, 57). Забегая вперед, сообщим, что 7 мая 1941 года Иван Максимович провел в Тульском цирке свой последний поединок и завершил карьеру, так и оставшись непобежденным. На тот момент ему было 70 лет!

По данным Тульского госцирка, это было большое высокое одноэтажное здание подробнее

На берегах Упы

Илл. 1. Памятник Петру I на правом берегу Упы. На втором плане – одно- и двухэтажные дома на Казанской набережной. За ними – Казанская церковь.  Фото 1910-х годовКазанская набережная

Она получила свое название в 1907 г., согласно решению Тульской городской Думы. Казанская набережная проходила по левому берегу Упы от Сретенской церкви (на ее месте сейчас находится сквер с памятником С.И. Мосину) до Казанской церкви, стоявшей на месте нынешнего корпуса Тульского машиностроительного колледжа им. Н. Демидова, давшей имя набережной и разобранной в 1929 г.

На набережную выходили ничем не примечательные каменные одно- и двухэтажные жилые дома и хозяйственные постройки. Между ними и рекой были «проезжая часть» и «пешеходная зона», возможно, совмещенные. В 1912 г.  на другом, правом берегу Упы в честь 200-летия оружейного завода перед его главным корпусом был установлен памятник Петру I. Император стоял в те времена лицом к заводу, спиной к реке. В разных ракурсах, с разных сторон он запечатлен на нескольких открытках 1910-х годов (одна из них – на илл. 1). Если выложить все эти открытки в ряд, можно подробнее

Лавки Покровской церкви и часовня

Современный вид лавок Покровской церкви (справа от прохода к церкви). Лето 2018 годаСовсем скоро мы сможем пройти по реконструированной, преобразившейся улице Металлистов. На отремонтированных фасадах домов там, конечно же, появятся таблички, рассказывающие о каждом из этих зданий – практически все они являются объектами культурного наследия федерального значения.Многие из этих домов будут, наверное, называться по фамилии одного из их бывших владельцев – за более чем сто лет каждым из этих строений владели последовательно несколько хозяев. Кстати, в Перечне объектов культурного наследия, расположенных на территории Тулы и Тульской области (Перечень опубликован на портале открытых данных регионального правительства), бывшие жилые дома на улице Металлистов числятся «бесфамильными». подробнее

Первый тульский аэродром

26 января 1924 года. Немецкий «Фоккер», совершивший вынужденную посадку в ТулеПервый аэродром в Туле находился на территории нынешнего Белоусовского парка, а точнее в южной его части, примерно между аллеей, ведущей от ул. Жаворонкова и аллеей, ведущей от площади Искусств. На этом месте в XIX - начале XX века располагался беговой круг, или ипподром. Первый демонстрациоонный полет здесь состоялся 22 августа 1910 года - летал известный летчик Сергей Исаевич Уточкин. 8 сентября 1910 года на аэродроме собралась огромная толпа, чтобы посмотреть полет известного русского летчика Россинского на аэроплане "Блерио". Около пяти часов вечера Россинский "сел на аппарат, попробовал рычаги, запусти мотор, и помощник запустил пропеллер. Аппарат бежал по земле секунды 3-4 и под гром аплодисментов взлетел на высоту в 40 аршин. Россинский хотел повернуть в воздухе машину, но почему-то отказал руль, и аппарат упал на землю, закрывшись левым крылом. Летчик жив, сломаны крылья, пропеллер и шасси. Увидев, что аэроплан падает, тысячная толпа со свистом и гиканьем кинулась со своих мест, ломая целые пролеты забора. Возбужденная неудачным полетом, публика затем ринулась к остановке конки далее

Орлы на заставах

   Киевская застава и шоссе. Вид из города. С открытки изательства К.П.           Издавна на подступах к городу строились небольшие крепости с военным гарнизоном, называемые заставами.  Цель их возведения - затруднить продвижение  неприятеля внутрь страны по проложенной дороге. Уже в XVII веке  застава потеряла свое первоначальное значение. В XVIII веке заставой стали называть  сторожевой пост при въезде в город. В Толковом словаре В.Даля застава определяется как  «заграда на дорогах и въездах, для временной задержки, опроса, осмотра проезжих, для взиманияпошлин и пр.» В Туле таких застав было три: одна при въезде в город по Воронежской (Оборонной) улице, вторая при въезде в город с южной стороны, на пересечении улиц Киевской и Мотякинской (пр. Ленина и ул. Л.Толстого) и третья при въезде в город с северной стороны – в начале ул. Миллионной (Московской).

          По регулярному плану 1779 года заставы обозначали четкие границы города, играя роль контрольно-пропускных пунктов.  На заставах  имелись караульные помещения, а проезд запирался обычно шлагбаумом. далее

Подписка на новости

Форма входа