Тула ушедшего века

Подписка на новости

Памятные места

Летнее кафе "Лужники" или "Матильда"

1963 год. Так выглядело летнее кафе в первые годы существования. Фото из архива Е. ГуденчукПоявление на стадионе "Труд" (ныне "Арсенал") летнего кафе относится к периоду реконструкции стадиона 1958-59 годов. Кафе было открытым, с легким навесом-крышей, под которой летали и чирикали стаи воробьев. В 1960-70 годы это место славилось свежим пивом, которое завозилось сюда прямиком с пивкомбината. Кафе в то время имело и неофициальное название - "Матильда". Вот как описывает летнее кафе в своей книге "Тульские тетради (сочинение длиною в жизнь)" Георгий Готтесман: «Матильда»! Старшее поколение туляков прекрасно помнит кафе на Центральном стадионе недалеко от велотрека и футбольного поля и почти по соседству с тюрьмой. В нём, состоявшем из алюминиевого каркаса с большим, местами провисшим, выгоревшим брезентовым тентом, почти постоянно торговали разливным пивом далее

 

Курский (Московский) вокзал

1912 год. Курский вокзал. Открытка издателя М.А. КампеляКурский (ныне Московский) вокзал являлся главным сооружением станции Тула 1 Московско-Курской железной дороги. Ее создание началось в 1865 году. Строительство железной дороги осуществлялось местными крестьянами и солдатами штрафных частей. Большая часть работ выполнялась вручную. В 1866 году началась прокладка железнодорожных путей в Туле, была построена железнодорожная станция Тула. Она находилась на окраине города недалеко от крупного села Мясново, позднее вошедшего в состав города.В 1867 году по построенной дороге в Тулу прибыл первый пассажирский поезд из Серпухова, а августе 1868 пассажирские поезда отправились из Тулы в Орел. Вначале в сутки отправляли две пары поездов. далее

Поселок Новая Тула. История с 1935 по 1960 годы.

Здесь находился поселок Новая Тула. Фрагмент карты Тулы 1977 годаВ 30-х годах прошлого века в СССР началась индустриализация страны. В Туле началось бурное промышленное строительство. 25 февраля 1931 года Советом народных комиссаров СССР принято решение о строительстве в Туле Новотульского металлургического завода. В мае определились с местом , где будет построен завод – в районе деревни Топтыково за рекой Упой. 1 мая 1931 года начато строительство завода, построен железобетонный мост через реку Упу, к месту строительства подведена железная дорога. В 1933 год на строительстве работали 23400 человек.

Одновременно со строительством завода, строятся поселки для строителей и рабочих завода. Первые бараки и землянки были построены около деревень Никитино, Топтыково, Криволучье. Строили из досок, фанеры, глины, из любых строительных отходов. Вдоль улиц были проложены деревянные настилы – тротуары далее

Здания, которых больше нет. Старые торговые ряды

Около 1909 года. Вид на Старые ряды с колокольни Успенского собора кремля.Старые торговые ряды (Гостиный двор). Они были построены в 1780 году (57 каменных и 600 деревянных лавок). После пожара 1834 года Гостиный двор был отстроен вновь в камне. Он представлял собой длинное здание, тянувшееся от Казанской церкви к церкви Воздвиженской параллельно стене кремля. Оно состояло из 6 галерей лавок, располагавшихся перпендикулярно кремлевской стене. По фасаду галереи были соединены проходами и с главного фасада представляли собой единое здание. Название Старых рядов или Старых Гостиных рядов оно получило в самом конце XIX в. после строительства Новых торговых рядов на Посольской улице. Старые ряды были своеобразной достопримечательностью города. Туляки в конце XVIII - начале XIX века далее

Ворота усадьбы Ливенцевых в Денисовском переулке

Так выглядели ворота в 1903 году. С открытки изд. Н.В. ЮдинаИ особняк, принадлежавший купцам Ливенцевым, и парадные въездные ворота в их усадьбу были построены в конце 1750-х – 1760-х гг. в стиле позднего барокко. Позже усадьба принадлежала купцам Ломовым, поэтому и переулок, и ворота нередко называли Ломовскими, по их фамилии.

В пышном убранстве и формах ворот использован чуть ли не весь арсенал позднего барокко: разорванные фронтоны, декоративные вазы, решетки с розами… Богато декорированные пилястры (плоские выступы) делят композицию на три изогнутых в плане поля: в центре находится главная въездная арка, в боковых полях – калитки. читать дальше

Главная елка Тулы в Пионерском сквере

В Пионерском сквереУстановка новогодних или рождественских елок в публичных местах в России имеет недолгую историю. Первые елки в общественных местах стали появляться лишь во второй половине ХIХ века. Русская Православная Церковь не приветствовала установление елки дома у православных, а также в гимназиях и других учебных заведениях, хотя это дерево и считалось рождественским и украшалось восьмиконечной Вифлеемской звездой.

 В Туле в ХIХ – начале ХХ вв. лишь в домах католиков и лютеран устанавливали рождественские елки. Ставили их обычно на специальную подставку – крест, украшений было немного. В основном это были стеклянные бусы и игрушки, привезенные из Германии. Рядом с елкой клали рождественские подарки: игрушки, коробки с настольными играми и конфетами.

Одежда туляков в 1950-е годы ХХ века

1950-е паркПятидесятые годы ХХ века - особый период в жизни советского народа. В небольшом  с исторической точки зрения  отрезке времени  (одно десятилетие!) в обществе произошли большие изменения, переход от сталинского тоталитаризма к относительной свободе хрущевской оттепели. Некоторое ослабление идеологического давления в обществе привело  к довольно заметным изменениям, прежде всего в повседневной жизни

Криволучье не предлагать

Поселок НТМЗКриволучье из-за своей отдаленности от центра города уже давно попало в черный список риэлтеров. В объявлениях по обмену жилой площади нередко можно прочитать: «Криволучье не предлагать». Действительно, чтобы добраться до этого района, нужно затратить определенное время. Для начала надо уточнить, что собственно является Криволучьем в своем изначальном понятии. Для этого возьмем книгу А. Шевчука «Пролетарский район», изданную в 1996 году, и прочитаем:

На Площадке у «Катюши»

Катюша на ПлощадкеНа протяжении многих десятилетий место у пересечения улиц Пролетарской и Епифанской в народе называют Площадкой. Раньше здесь действительно была базарная площадь, на которой, как говорят, стояла часовня св. Владимира. Сегодня облик Площадки существенно отличается от ее прежнего вида. Перемены связаны с вводом в строй новых инженерных сооружений через р. Упу и железную дорогу на Ряжск (1975 год) и интенсивным жилищным строительством 1980-х гг. Как же выглядела Площадка раньше?

 

Всехсвятское кладбище

ТУЛЬСКОЕ ВСЕХСВЯТСКОЕ КЛАДБИЩЕ

Всехсвятское кладбищеОткрыто согласно указу Екатерины II об учреждении загородных кладбищ (25 мая 1772), вызванному беспорядочными чумными захоронениями. Стихийное возникновение относится примерно к середине XVIII в. Изначальная территория была вдвое больше, поэтому множество позднейших построек стоят на бывшем кладбище. В начале ХХ в. его обнесли мощной кирпичной стеной, ставшей архитектурным памятником. Современная площадь – 34,5 гектара. Официально закрыто в сентябре 1969.

Посреди кладбища возвышается Всехсвятский кафедральный собор  с колокольней (архитектор колокольни В. Ф. Федосеев, 1833) и хозяйственными пристройками, принадлежащий Тульской епархии.

 

Подписка на новости

Форма входа