Тула ушедшего века

Подписка на новости

Новости

Улицы, которых больше нет. Проезды

Фрагмент карты Тулы 1933 годаДо 1960-х годов от улицы Толстовская застава (позднее часть улицы Коммунаров, с 1963 года - проспекта Ленина) напротив стадиона отходили проезды. Их было 7 штук. Застройка этого района относилась к началу ХХ века. В 1930-40-е годы почтовый адрес этого места звучал так: Толстовская застава, Новая стройка, 4-проезд, дом такой-то. Все эти проезды, кроме бывшего Стадионного (ныне ул. Жаворонкова), исчезли с карты города. На их месте построены однотипные 5-этажные дома. На фото вы видите 4-й проезд, который проходил вдоль нынешнего сквера с памятником Льву Толстому с южной стороны. С другой стороны сквера был 3-й проезд. Вы можете увидеть расположение проездов на фрагменте карты 1933 года. Из воспоминаний Галины Павличевой: "Еще учась в 1-й школе (1950-е годы), я иногда по выходным дням и летом приезжала к бабушке Оле (Юшковой) на Толстовскую заставу в 3-й проезд. Тогда проспект Ленина назывался улицей Коммунаров. далее

Последняя водоразборная будка передана музею

Так последняя водоразборная будка выглядит сейчас. Январь 2022 годаМы передали последнюю водоразборную будку в дар ГУК ТО "Тульское музейное объединение". Таким образом, строение теперь числится на балансе музея, а значит наша команда сделала свое дело как физически (материально), так и юридически. Надеемся, что сотрудники музея в будущем создадут в домике достойную экспозицию, посвященную истории водопровода!
Пока мы изготовили стенды об истории будки и ее спасении. В ближайшее время мы разместим их внутри домика и одну из табличек снаружи при входе.
Да, еще сделаны настоящие деревянные окна. Они восстановлены по старым фото! Осталось еще немного доделать крыльцо и в принципе работы будут завершены. От подсветки будки решили отказаться, по причине отсутствия финансирования. Да и отзывы наших читателей свидетельствовали о том, что подсветка была бы не очень уместна.
Еще раз спасибо всем кто помогал нам в этом благородном деле!

Из семейного альбома Лопатиных-Ратмановых

Чаепитие на даче в Алексин-Боре. Справа за столом - Елизавета и Павел ЛопатиныУлица Менделеевская до 1907 года называлась Лопатинской в честь купцов и домовладельцев Лопатиных. Им принадлежал современный дом 6 по улице Менделеевской. Потомок Лопатиных, Алла Сергеевна, поделилась с нами фотографиями своих предков. Павел Петрович Лопатин (1891-1928) родился и жил в этом доме до революции (после 1917 года дом был экспроприирован и расселен). В годы Первой мировой войны воевал, получил пневмонию от переохлаждения и последствия этого (плеврит), стали причиной его достаточно ранней смерти в 37 лет. Интересно, что Павел Петрович Лопатин в последние годы жизни был директором Тульского ликеро-водочного завода. Его жена, Елизавета Сергеевна, урожденная Ратманова (1895-1973) также родилась в Туле, окончила тульскую гимназию О.А. Жесмин. Была необыкновенно красивой женщиной. Ее брат, Николай Сергеевич Ратманов (1893-1963), был строителем. Участвовал в строительстве далее

С Новым годом!

Новогодние украшения в Пионерском сквере. Начало 1960-х. Фото Владимира ЛаптеваДорогие друзья, наша планета совершила еще один виток вокруг солнца. А это значит, что еще один год уходит в область воспоминаний! Зато приходит Новый, 2022 год, который мы наполним интересом, радостью и трудом! Поздравляем вас, дорогие читатели, с этим событием и желаем счастья, здоровья и гармонии! Мы проведем очередной год вместе, перелистывая старые фотографии, открытки и теплые воспоминания. Спасибо что остаетесь с нами, и с нашей "Тулой ушедшего века"! Постараемся вас не разочаровать в Новом году! Готовятся очередные издания, альбомы и статьи. В них вы увидите и узнаете "новую" старую любимую Тулу. С Новым годом! Полистайте тульские новогодние снимки

Две усадьбы на Октябрьской

Вид на усадьбы по улице Октябрьской, со стороны ул. М. Горького. Лето 2021 годаВ Туле по адресу улица Октябрьская (бывшая Миллионная), д. 58 сохранилась старая городская усадьба, состоящая из двухэтажного деревянного на кирпичной подклети дома с мезонином, соединённого с двухэтажным кирпичным флигелем поздней постройки. Деревянный особняк украшен уникальным для нашего города образцом объёмной резьбы – горельефом в круглом медальоне, изображающим бородатого мужчину в берете и чешуйчатом панцире. Видимо для придания гармоничности на фасаде флигеля были выполнены два медальона с лепными женскими головками. Дом с мезонином был построен во второй половине XIX века до 1890 года, когда был приобретён купцом Виктором Петровичем Даниловым. Он и построил двухэтажный флигель с мастерской в 1910 году. Прочие усадебные постройки, в том числе кирпичные фабрика и кузницы не сохранились. Существующие здания находятся на государственной охране, что не помешало в декабре 2019 года случиться здесь пожару.

Ниже с этой усадьбой соседствует стыдливо прикрытый тканью интереснейший двухэтажный кирпичный особняк (улица Октябрьская, д. 56), тоже охраняемый. далее

Бывшая богадельня имени С.Т. Красноглазова

Вид на здание Дома крестьянина (бывшей богадельни) в 1923 году. Из книги "Тульский край"Благотворительное заведение, принадлежавшее Тульскому купеческому обществу, было названо именем человека, пожертвовавшего в 1879 году капитал в 50 тысяч рублей, проценты с которого шли на содержание этого заведения. Семен Трофимович Красноглазов (1799 – не позднее 1883) – купец, потомственный почетный гражданин, известный благотворитель, многолетний казначей, а затем почетный член Тульского губернского попечительства детских приютов, один из создателей общества «Милосердие» для призрения бедных. На его деньги (ему принадлежала фабрика скобяных товаров) в Туле были устроены ясли, приют для детей неимущих граждан, швейная мастерская, в которой работали неимущие женщины. В 1864 и 1868 году С.Т. Красноглазов избирался городским головой сроком на трехлетие. Он был удостоен ордена Св. Станислава III степени, ордена Св. Владимира IV степени, золотой медали «За усердие». Тульская городская Дума присвоила С.Т. Красноглазову подробнее

История автомобильного транспорта в Туле

Около 1905 года. Первое известное тульское фото, на котором запечатлен автомобиль. Из архива Михаила Чумакова

Автомобили появились на улицах Тулы не позже апреля 1908 года, когда Тульская городская Дума разрешила тулякам Д. Котельникову и А. Разину открыть собственное таксомоторное депо и перевозить пассажиров на двух черных «Фиатах». В 1910 году в городе насчитывалось десять "самодвижущихся экипажей". Наступила эпоха автопробегов. В 1914 году через Тулу прошел один из первых автопробегов Москва - Орел - Москва. В годы I мировой войны количество машин ощутимо возросло. Первые попытки объединить усилия тульских транспортников относятся к 1917 году, когда был сформирован губернский транспортно-материальный отдел. В 1924 году в Туле впервые были организованы автомобильные перевозки пассажиров. На первых порах для этих целей использовались переоборудованные грузовики вместимостью 24 пассажира. Самый первый автобусный маршрут «Улица Каминского - Курский (ныне Московский) вокзал» проходил по центральным городским улицам Коммунаров, Советской, Красноармейской. Почитать об истории автобусных пассажирских перевозок в Туле можно здесь.

В начале 1930-х годов в сязи с общим политическим курсом на индустриализацию страны автомобилю как транспортному средству стала отводиться первостепенная роль. В 1931-32 годах на улице Крестинтерна (ныне Коминтерна) началось строительство гаража на 100 машин. подробнее

Улицы, которых больше нет. Шурдуковский переулок

1914-15 годы. Лазарет для раненых воинов в Спасском переулкеШурдуковский переулок (до 1922 года - Спасский) находился в снесенном в 1970-е годы квартале, ограниченном улицами Менделеевская - пр. Ленина - Советская - Ф. Энгельса. Он пересекал этот квартал пополам и вел от Спасской башни кремля к Спасо-Преображенскому собору (после 1934 года разбитому на месте снесенного храма Пионерскому скверу). В годы советской власти переулок получил имя Михаила Федоровича Шурдукова (1878-1920), революционера-подпольщика, рабочего Тульского патронного, затем оружейного заводов, участника установления Советской власти в Туле. В 1960-е годы в доме Шурдуковский переулок, 4 располагалось книгохранилище библиотеки им. Ленина. В угловом с улицей Менделеевской доме по нечетной стороне в годы Первой мировой войны располагался Лазарет №22 для раненых воинов. далее

Как Сталин в Щекино ночевал

Фото дома, где ночевал Сталин. Из архива А. И. Гиллера

В августе 1948 года И.В. Сталин совершил путешествие на автомобиле по стране, которая восстанавливалась после войны. Во время этой поездки глава государства переночевал в Щекино.

В нашем распоряжении оказался интереснейший фотодокумент из архива бывшего управляющего трестом «Щекинуголь» Абрама Иосифовича Гиллера. Предположительно, что именно в его доме и ночевал вождь. Мы употребляем здесь слово «предположительно» вот почему: известно, что

И.В. Сталин ночевал в доме управляющего трестом «Щекинуголь», но был ли в тот момент управляющим А.И. Гиллер, пока не выяснено. Однако в его архиве сохранилось фото, надпись на обороте которого свидетельствует, что Сталин ночевал в Щекино. И этот дом сохранился. Его нынешний адрес: город Щекино, улица Советская, 42. подробнее

История борьбы с желтым сайдингом и поражения в ней

Визуальное сравнение говорит само за себяХроника событий:

Зимой 2018-2019 года без всяких согласований и в нарушение "Правил благоустройства территории муниципального образования г. Тула" руководство ГУЗ "Тульский областной дом ребенка №1" решило "украсить" здание Ф. Энгельса, 97, 1909 года постройки, желто-коричневым сайдингом без утепления фасада.

4 февраля 2019 в архитектурный надзор и Администрацию г. Тулы был направлен запрос. читать далее

Форма входа